Ви є тут

Социальное регулирование уровня и качества жизни населения в процессе развития системы налогообложения

Автор: 
Мурашов Сергей Борисович
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
195426
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ...............................................18
1.1. Концептуальное развитие процессов формирования
и структурные элементы налогообложения как социального института ... 18
1.2. Тенденции и особенности социальной функции налогообложения
в повышении уровня и качества жизни населения...............36
1.3. Система налогообложения как фактор социального регулирования уровня и качества жизни населения...........75
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.......................................95
2.1. Императив социальной политики повышения уровня
и качества жизни населения..................................95
2.2. Принципы взаимосвязи процессов формирования социальной политики повышения уровня и качества жизни населения и развития системы налогообложения..................................115
2.3. Механизм учета интересов различных слоев населения
в процессе формирования социально ориентированной системы налогообложения..........................................133
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УРОВНЯ
И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.............................149
3.1. Научная интерпретация уровня и качества жизни населения
и процессов их социального регулирования...................149
3.2. Социальное регулирование уровня жизни населения
в процессе развития системы налогообложения................166
3.3. Социальное регулирование качества жизни населения
в процессе развития системы налогообложения............... 184
3
ГЛАВА IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ ОТРАЖЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ............................................201
4.1. Социальные реакции и социальные действия различных групп населения в процессе развития системы налогообложения..201
4.2. Социальные индикаторы отражения в экономическом сознании руководителей государственных и муниципальных предприятий процессов развития системы налогообложения.............209
4.3. Социальные индикаторы отражения в экономическом сознании предпринимателей процессов развития системы налогообложения 220
ГЛАВА V. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ..................................................236
5.1. Структуризация мотивации повышения уровня и качества жизни населения и контуры социальной направленности налогообложения 236
5.2. Социальный мониторинг выполнения налогообложением
функции повышения уровня и качества жизни населения......253
5.3. Социальные нормативы уровня и качества жизни населения
как ориентир развития системы налогообложения............269
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................287
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................289
Приложение 1...............................................310
Приложение 2...............................................319
Приложение 3...............................................320
Приложение 4...............................................321
31
ное налогообложение: непосредственные налоги, уплачиваемые гражданами и предприятиями, дополнялись доходами от той самой государственной собственности, которая являлась источником формирования общественного богатства. А это, как оказалось, и являлось причиной сдерживания роста общественного производства.
В этом смысле налоги становились по сути абсурдными: государство-собственник изымало само у себя часть дохода, чтобы направить его на собственные нужды. В капиталистическом же обществе, как и при докапиталистических способах производства, государство владеет лишь частью средств производства; поэтому частные владельцы собственности, существующие в рамках государства, должны отдавать часть вновь созданного продукта или получаемого иными способами дохода на нужды этого государства - в этом случае смысл налогов становится гораздо более глубоким и отражает реально существующие потребности государства в перераспределении общественных благ.
Подведем некоторые итоги нашего исследования концептуального развития процессов формирования и структурных элементов системы налогообложения.
По нашему мнению, хотя налоги действительно не могут влиять кардинально на отношения распределения, реализация распределительной функции налоговой системы через призму социальной ориентации позволяет сегодня во многих государствах реально говорить о том, что если налоги не сглаживают разницу между очень высокими и очень низкими доходами, то все же позволяют заметно поднять жизненный уровень наименее обеспеченных граждан через систему государственных мероприятий, финансовой основой которых были и остаются именно налоги1.
1 Заметим, что катедер-социалисты (Г.Шмоллор, Н.Брснтано и др.) строили свою систему взглядов относительно постепенного перерастания капитализма в социализм путем именно государственных реформ. Л.Вагнер - один из основоположников згой школы - особое внимание уделял именно налоговой системе государства, видя в ней рычаг, с помощью которого государство сможет проводить в жизнь свою созида-
32
Целью формирования налоговой системы является, прежде всего, необходимость обеспечения денежными средствами процессов государственного регулирования, государственного устройства, обеспечения государственных социальных гарантий в стране. Государственное регулирование заключается в исполнении государственными органами управления своих функций, прежде всего достижения экономической стабильности, налоговая же система через реализацию своих функций не только обеспечивает выполнение этой цели, но и позволяет гибко управлять всеми процессами через воздействие на финансовый механизм. Государственная забота должна выражаться в поддержке неработоспособных членов общества, обеспечении приемлемых жизненных условий для всех граждан. Заметим, что регулирующая функция - это, по сути, обобщающая экономическая функция, включающая в себя три различных подфункции - стимулирующую, ограничивающую и контролирующую. Стимулирующая функция наиболее часто вспоминается современными экономистами, исследующими проблемы становления рыночно ориентированной экономики постсоциалистических стран (как правило, правительства этих государств пытаются применять на практике исключительно фискальную функцию для пополнения дефицитного бюджета), в контексте ее «первичности»1. Однако, взятая сама по себе стимулирующая функция так же (если не более) разрушительна, нежели чисто фис-
тельную экономическую и социальную политику. Через свои работы он проводил мысль о тесной зависимости хозяйственной жизни и состояния экономики от правовых условий, существующих в государстве, налоговое же давление государства могло способствовать, по Вагнеру, действительно реальным шагам по специальному улучшению жизни общества. Несмотря на слабость многих позиций в работах А.Вагнера, он привлек внимание ученых многих школ политической экономим к сущности налогов и возможности использования их в интересах правящего класса. Позднее эту идею поддержали социал-демократы (например, О.Бауэр, К.Каутский и др.), предлагавшие строить социализм мирным путем, в первую очередь, через проведение государством целенаправленной налоговой политики. Начиная с конца XIX века, капиталистические государства вес больше внимания начинают уделять налоговому законодательству и налоговым рычагам, создавая постепенно гибкую систему налогов для управления страной и формирования ее социально-экономической политики. К настоящему времени принцип простоты при создании налоговой системы по сути заменен принципом многообразия, через который реализуется главная функция сегодняшней налоговой политики большинства государств - служить гибким рычагом воздействия на социально-экономическую систему страны.
1 Inman R.P., Rubinfteld D.L. Fiscal Federalism in Europe: Lessons from the American Experience, International Institute of Public Finance (IIPF), 47л Congress “Public Finance in a Changing Political Environment“, Leningrad, USSR, August 26-29,1991.