Ви є тут

Методи оперативного інформаційного забезпечення діяльності машинобудівних підприємств

Автор: 
Гейєр Елеонора Станіславівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3402U000768
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАШИНОСТРОЕНИЯ

2.1. Информационные технологии в принятии решений

В рыночных условиях перед отечественными предприятиями стоят первоочередные задачи повышения конкурентоспособности, удовлетворения потребностей клиентов, повышения финансовой устойчивости, извлечения прибыли. Успех решения данных задач тесно зависит от эффективного управления деятельностью предприятия. Экономическая ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в Украине показывает, что страна прошла неизбежную стадию накопления капитала, и собственники этого капитала столкнулись с несколько неожиданной для них проблемой, - что с этим капиталом делать. Семидесятилетняя эпоха коммунистического режима прервала нормальное экономическое развитие рыночных отношений и не дала сложиться принципам управления в условиях рыночной экономики. Порожденная режимом командно-административная система ставила перед управлением совершенно другие цели, другие принципы и методы. Стоит ли говорить, что с приходом относительной экономической свободы сложившиеся принципы и методы управления стали недейственными и неприемлемыми.
Одной из основных причин столь серьезного падения уровня производства в Украине можно считать неспособность руководства предприятий перестроить систему управления. Ввиду отсутствия своей отечественной школы управленцев возможно наиболее эффективным решением было бы привлечение иностранных специалистов по управлению, или хотя бы обучение искусству управления своих специалистов. Однако большинство руководителей предприняло попытки адаптировать старые методы управления к новым условиям. Нынешнее кризисное состояние многих предприятий обусловлено именно этим. Создание нового механизма управления - вот первоочередная задача, стоящая перед руководителями отечественных предприятий.
Условно можно выделить пять очень тесно взаимосвязанных между собой функций, выполнение которых должно осуществляться при управлении: учет, анализ, контроль, планирование и регулирование. Однако, процесс управления предприятием следует рассматривать как строгую последовательность действий. Спиральная модель принятия управленческих решений на предприятии приведена на рис. 2.1.
Рис. 2.1 Спиралевидная модель управления предприятием

На первом этапе для того, чтобы определить цели деятельности и принять решение о том, как двигаться к ней, необходимо осуществить сбор, переработку и синтез диагностической информации об объекте управления. Известно, что под информационной моделью понимается совокупность сведений об управленческой ситуации. Объективность информации об объекте управления составляет важное условие постановки и реализации любых целей от оперативных до стратегических. Искажение информации об объекте управления на стадии ее восхождения до уровня принятия решений чревато накоплением ошибок и последующим сбоем всей технологии управленческого процесса.
Научные результаты исследований отечественных и зарубежных ученых показывают, а реальные условия работы предприятий подтверждают, что эффективная деятельность предприятия невозможна без применения современных информационных технологий. Так, анализ информационной модели является процессом обработки огромного количества разнородной информации об объекте управления и ситуации в целом. Основной проблемой принятия сложных решений является значительное превышение объема информации об анализируемых объектах над возможностями человеческого мозга по ее оперативной обработке. Недостаток информации может упустить выработку ряда альтернатив, которые на самом деле ближе всего к реальному развитию ситуации и ее решению. Объективность и полнота информации уменьшают неизбежное вторжение негативных явлений в потоки информации спиральной модели управления. Также на качество управленческих решений существенно влияют недостаток информации, несовершенство средств ее обработки, дефицит времени.
Руководство отечественных предприятий испытывает потребность в достоверной информации о различных аспектах функционирования предприятий в целях поддержки принятия решений. От этого зависит качество управления предприятием, возможность эффективного планирования его деятельности, выживание в условиях жесткой конкурентной борьбы. Проанализировав спиральную модель управления предприятием (рис. 2.1), можно сделать вывод, что для информационной поддержки каждого этапа управления необходимо применение конкретных компьютеризированных информационных решений.
Компьютерная система поддержки принятия решений должна обеспечивать выбор оптимального управленческого решения и способствовать его реализации. Предприятие, внедрившее компьютерную систему поддержки принятия решений, должно рассчитывать на повышение конкурентоспособности благодаря более оперативной реакции на рыночную конъюнктуру и изменения внешней среды.
При этом критически важными являются наглядность форм представления информации, быстрота получения новых видов отчетности, возможность анализа текущих и исторических данных. Системы, предоставляющие возможности наглядного представления информации об объекте управления и окружающей его бизнес-среде, быстрого получения новых видов отчетности, возможности анализа как текущих и ретроспективных данных, так и прогнозируемых ситуаций, позволяющие вырабатывать рекомендации по решению поставленных задач называются системами поддержки принятия решений (СППР).
На практике системы поддержки принятия решений классифицируются на системы, вырабатывающие рекомендации для ЛПР, и на системы подготовки данных для принятия решений (рис. 2.2). Системы, вырабатывающие рекомендации для ЛПР классифицируются на системы, использующие критериальный анализ, и не использующие его. Наиболее известный подход к группировке критериев является метод анализа иерархий, предложенный Томасом Саати [84]. Результатом его являются иерархии целей, факторов, критериев, факторов (действующих сил), сценариев