Ви є тут

Cтруктура та діагностика спеціальної фізичної підготовленості бейсболістів

Автор: 
Венгер Володимир Михайлович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U001332
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
Методы и организация исследований
2.1. Методы исследований.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследований:
1. Изучение, анализ и обобщение данных специальной литературы.
2. Педагогические наблюдения.
3. Педагогический эксперимент с использованием следующих частных методик:
- педагогическое тестирование;
- хронометрия, динохроногониография;
- реоплетизмография.
4. Лабораторный эксперимент с использование следующих психодиагностических методик: оценка функциональной подвижности нервных процессов (ПНП); методика Шульте (оценка способности к переключению внимания); оценка скорости переработки информации (тест Ландольта); модифицированная методика Хильченко для оценки функциональной подвижности нервных процессов; оценка оперативной памяти; оценка сенсорно-мышечной координации; методика оценки скорости зрительно-моторной реакции; методика оценки типа внимания.
5. Методы математической статистики.
2.1.1. Аналитический обзор литературы.
Анализ научной и научно-методической литературы проводился с целью изучения и обобщения сведений об использовании психодиагностических методик в процессе комплексного контроля за уровнем специальной физической подготовленности спортсменов. Особое внимание при изучении монографий, диссертационных работ, научных публикаций уделялось проблеме эффективного выбора наиболее информативных и валидных методик определения состояния спортсмена, исходя из конкретных задач применяемой формы контроля, вида спорта и уровня квалификации спортсменов.
По мнению большинства специалистов в области теории и методики спортивных игр для оптимизации процесса контроля и отбора игроков важное значение приобретает определение оптимальных параметров деятельности психики игроков, психических состояний, а также адекватных требованиям игровой деятельности свойств личности и использование полученных данных в управлении тренировочным процессом
2.1.2. Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью бейсболистов.
Необходимым условием для успешного управления процессом подготовки и соревновательной деятельностью бейсболистов является наличие информации о достигнутом ими уровне спортивного мастерства. Для получения такой информации в практике бейсбола особое значение имеет педагогический контроль соревновательной деятельности. Педагогический контроль должен проводиться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность охарактеризовать каждого игрока как спортивную личность и определить его вклад в общекомандный результат.
Из известных вариантов регистрации игровой деятельности бейсболистов, в качестве наиболее рационального следует признать использование подготовленного протокола контроля. Данный вариант значительно упрощает работу наблюдателя, позволяя фиксировать количество и качество выполненных спортсменами технико-тактических действий в форме, удобной для последующего анализа.
Педагогические наблюдения за игровой деятельностью бейсболистов высокой квалификации проводились во время чемпионатов Украины 1997-2000 гг. среди команд Высшей лиги.
В процессе наблюдений регистрировались действия игроков в защите и в нападении с целью определения количественно-качественных показателей эффективности их игровой деятельности за игровое время.
При обследовании были использованы стандартные карты-протоколы, разработанные международной федерацией бейсбола (приложение 1), в которых фиксировались,
для нападающих действий:
- Н - хиты, успешные удары, после которых игрок выходит на базу. Они бывают 1Н, 2Н, 3Н, HR;
- АВ - количество подходов на биту;
- ВВ - "бейсин-бол", выход на 1-ую базу после 4-х болов, брошенных питчерам; ошибка питчера;
- НР - "хит бай питч"; ошибка питчера. Игрок выходит на 1-ую базу; после того, как питчер попал в него мячом;
- R - очки, занесенные нападающим;
- SB - "столин-бейс". "Воровство" базы. Игрок нападения, находящийся на любой базе, перебегает на следующую без удара своего партнера;
- SAC - "секрэфайс". "Жертвенный" удар. Игрок нападения выполняет слабый удар в поле и выходит в аут, для того, чтобы перевести своих партнеров на следующие базы;
- RBI - количество очков, занесенных с удара нападающего;
- SO - "страйк-аут". Игрок нападения уходит в аут без удара, после трех страйков.

Средняя эффективность игровой деятельности бейсболиста в нападении вычисляется по формуле (2.1.):

AVC = H, (2.1.)AB - (DD - HP)
где Н - хиты, успешные удары, после которых игрок выходит на базу (1Н, 2Н, 3Н, НR);
АВ - количество подходов на биту;
ВВ - "бейсин-бол". Выход игрока на 1-ую базу после 4-х болов, брошенных питчером. Ошибка питчера.
НР - "хит бой питч". Ошибка питчера. Игрок выходит на 1-ую базу после того, как питчер попал в него мячом.
R - очки, занесенные нападающим.
При игре в защите фиксировались:
РО - "плей-ауты". Игровые ауты, выполненные игроками в защите;
А - ассистирование в защите;
Е - ошибки в защите.
Эффективность игры каждого бейсболиста и его вклад в общекомандный результат определяются суммой набранных им баллов. Степень игровой активности спортсмена в нападении соответствует удвоенному отношению числа зафиксированных атакующих действий к общему времени (в мин.) участия его в игре.
Успешность игры характеризуется процентным отношение удачно выполненных технико-тактических действий к их общему количеству. Степень владения конкретным игровым приемом определяется процентным отношением количества раз его успешного применения к общему числу использования. Стабильность игры каждого бейсболиста характеризуется коэффициентом вариации основных параметров.
2.1.3. Педагогическое тестирование
Для исследования уровня специальной физической подготовленности бейсболистов были использованы следующие тесты, рекомендованные специалистами в области теории и методики тренировки в спортивных играх и апробированные в ряде исследований, а также в практике подготовки бейсболистов высокой квалификации.
1