Ви є тут

Відтворення людини-маси в умовах техногенної цивілізації

Автор: 
Покровський Анатолій Миколайович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3403U002571
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
РЕГРЕССИВНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Можно предположить, что массовость и техногенность, составляя базис современной Западной цивилизации и обусловливая ее развитие на протяжении уже, по меньшей мере, двух столетий - со времени Французской революции, - укоренены в самой логике исторического развития этой цивилизации. Структура личности, преобладающая в Западной цивилизации, как совокупность способов рефлексии и самоидентификации сложилась в XV-XVI веках, и с тех пор хотя и претерпевала некоторые изменения, в сути своей осталась неизменной [110, с.210]. Однако многие предпосылки формирования этой личности закладывались еще в эпоху средневековья. В связи с этим необходимо изучить условия, в которых происходило формирование этого типа сознания, нашедшего свое выражение в Реформации. Несомненно, что столь значительные изменения сознания, которые можно было наблюдать в первой половине XVI века, не могли произойти за те несколько десятилетий, в течение которых идеи Реформации распространились по всей Европе. Реформация стала лишь заключительным этапом на пути становления нового европейского человека.

2.1. Предпосылки формирования нового типа сознания в условиях существенных изменений социально-экономической структуры европейского общества XV - начала XVI веков

Чтобы понять сложность экзистенциальной ситуации, в которой оказалось большинство жителей Европы начала XVI века, необходимо рассмотреть те изменения, которые произошли в социально-экономической структуре общества. К этому времени западноевропейское общество, просуществовавшее до того почти тысячу лет в условиях феодального строя, претерпело значительные изменения, затронувшие практически все сферы социально-экономической и политической жизни этого общества, одновременно с чем происходили столь же кардинальные изменения человеческого сознания, выразившиеся в рождении европейского индивидуализма. Это было обусловлено как глубоким кризисом традиционного уклада жизни, так и утверждением качественно новых социально-экономических отношений, постепенной заменой феодальных порядков капиталистическим способом ведения хозяйства, а также вызванными этими процессами изменениями общественного сознания членов этого общества. Постепенный упадок традиционных для европейского средневековья институтов - феодальной вертикали власти, цехового ремесленного строя, сельской общины, - не мог не привести к ситуации, когда старые порядки были уже не в состоянии удовлетворительно справляться со встающими перед ними задачами, как и сопротивляться утверждению новых способов организации общественной деятельности и управления. Во второй половине XV века процесс разложения феодальной системы во многих регионах Европы активизировался. К этому времени уже в достаточной степени оформилась и выделилась значительная социальная группа, которую объединяла общая заинтересованность как в упразднении старых, так и в укреплении и дальнейшем развитии новых общественных институтов и отношений. Это еще не был социальный класс в строгом смысле слова, но это были сплоченные общностью интересов выходцы из разных слоев общества, причем превалировали представители аристократических феодальных кругов, финансовой олигархии и высшего духовенства, среди которых были даже римские папы, превратившие католическую церковь в доходнейшее финансовое предприятие (Юлий II, Лев Х), и при которых Рим принял от Флоренции эстафету Ренессанса [25, с.220-223]. Эта новая социально-политическая сила, обладавшая значительными финансовыми ресурсами и общественным влиянием, стала носителем того нового мироощущения, которое, посредством мыслителей и художников, получило свое выражение в культуре эпохи Возрождения.
Однако процесс смены социально-экономической структуры средневекового общества имел и оборотную сторону, которая затронула значительно более широкие массы населения, ведь если рассмотреть внимательно результаты произошедших изменений с точки зрения этого подавляющего большинства, то время после 1500 года окажется не столь радостным, как его воспринимали носители идей Возрождения, настроение которых наиболее емко выразил Джованни Медичи сразу после конклава, на котором он был избран Римским папой (Лев X, 1513-1521), заявив: "Давайте будем наслаждаться папством, которое ниспослал нам Бог!" [25, с.221].
Большая часть населения не много выиграла от новой свободы, но, в то же время, многое потеряла. Как это уже не раз случалось в истории человечества, львиная доля потенциала свободы, заключавшегося в очередном этапе развития общества, была поглощена и присвоена незначительной, но привилегированной общественной группой. На фоне процветания аристократии, церковных иерархов и верхушки буржуазии положение основной массы как городского, так и сельского населения ухудшалось. В городах упадок корпоративной цеховой организации выразился в автономизации (как правовой, так и экономической) отдельных членов цеховых союзов, что повлекло за собой резкий рост дифференциации по имущественному цензу и невиданное доселе обострение конкурентной борьбы. В деревне же процесс разорения крестьянских хозяйств и ужесточение эксплуатации также привели к значительному ухудшению материального положения большей части крестьянства, а экономическое расслоение, явившееся следствием окончательного упадка общинного землевладения, привнесло элемент конкуренции и в сельскую жизнь. Такое положение вещей не могло не вызывать все большего чувства неуверенности, ощущения экзистенциальной неустойчивости, которые пронизывали все мироощущение как городского, так и сельского населения. Раскол затронул даже высшие слои феодального общества, противоречия в среде которых в условиях значительных социально-экономических изменений обострились в еще большей степени.
Человек все острее ощущал оторванность своего бытия от некоего целостного образа общества, терял четкое представление о своем месте в мире. Именно поэтому, как заметил Э. Фромм, "