Ви є тут

Поетика детективної оповіді в творчості Дешіла Хеммета

Автор: 
Лещенко Ганна Веніамінівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3403U003733
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел II

ЖАНРОВО-ПОЭТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА
ДЕТЕКТИВНОЙ ПРОЗЫ Д. ХЭММЕТА

В современном литературоведении (как в отечественном, так и зарубежном) появление новой детективной традиции - "крутого" детектива, как правило, ассоциируется с именем Дэшила Хэммета, который не только "оживил уставший жанр" [120, xvii], но и заложил основы его дальнейшего развития и становления.
Сэмюэл Дэшил Хэммет (1894-1961) - известный американский писатель, классик детективного жанра - родился в округе Сэнт-Мэри штата Мэриленд. В 1907 г. Хэммет поступает на I-й курс Балтиморского политехнического колледжа, но вскоре оставляет образование из-за неустойчивого финансового положения семьи. Сменив множество профессий, в 1915 г. Хэммет начинает работать в частном детективном агентстве Алана Пинкертона, размещавшемся в то время в здании "Континенталь-Билдинг" в Балтиморе. Опыт оперативной деятельности и профессиональные приемы частных сыщиков позже войдут в его произведения, вместе с названием частного детективного агентства "Континенталь", а образы коллег и наставников Хэммета послужат прототипами героев его произведений. Создавая своеобразный собирательный образ сыщика, писатель имел в виду самого себя, равно как и качества и черты характера, которыми, по его мнению, должен был обладать профессиональный оперативник. В 1918 г. Хэммета призывают в армию, откуда через год увольняют в запас с мизерной пенсией по инвалидности. С 1922 г. Хэммет полностью переключается на литературную деятельность. Этот год большинство критиков, изучавших наследие Хэммета, считает переломным в его жизни и творчестве: в журнале "Смарт сет" (The Smart Set) был опубликован его первый рассказ "Парфянский выстрел" (The Parthian Shot). Надо сказать, что в то время в США выходило около 20 000 периодических изданий, среди которых были и издания развлекательного характера. К их числу относился журнал "Смарт сет", издаваемый Г.Л.Менкеном и Дж.Нейтаном. Несмотря на невысокое качество бумаги и оформления, этот журнал считался достаточно элитарным, в нем публиковались произведения таких будущих знаменитостей, как Ю.О`Нил, О.Хаксли, Ф.С.Фицджеральд [31, 262]. Как отмечают американские литературоведы, в частности Дж.Нэрмор, Хэммет был органичной частью литературной атмосферы того периода, и поэтому нельзя считать простым совпадением тот факт, что и он, и Хэмингуэй завоевали популярность практически в одно и то же время [126, 53]. В целом, многие современные литературоведческие исследования уделяют внимание значительно возросшей в то время популярности Хэммета-детективиста [53, 174-175; 112, 203; 19, 49].
В том же 1922 г. авторитетное детективное издание "Блэк маск" (The Black Mask), издаваемое Г.Л.Менкеном, публикует его рассказ "Дорога домой" (The Road Home), а в 1923 г. выходит рассказ "Арсон плюс" (Arson Plus), положивший начало целой серии повествований о безымянном сыщике из агентства "Континенталь" (об этом герое будет написано 26 рассказов, 2 повести и 2 романа). В 1927 г. Хэммет получает постоянную работу обозревателя отдела детективных рассказов в журнале "Сэтэдэй ревью". В это же время издательство журнала "Блэк маск" начинает серийную публикацию его первого романа, "Кровавая жатва" (The Red Harvest). В следующем году серийными частями начинается публикация романа "Проклятье Дейнов" (The Dain Curse). 1929 г. исследователи творчества Д.Хэммета считают без сомнения наиболее удачным в литературной карьере писателя: роман "Кровавая жатва" выходит отдельным изданием в издательстве "Кнопф", то же издательство публикует полный текст "Проклятья Дейнов", а в журнальном варианте появляются первые главы следующего романа, "Мальтийский сокол" (The Maltese Falcon). Творческая карьера Хэммета развивается молниеносно: в 1930 г. издательство "Кнопф" публикует книжный вариант "Мальтийского сокола", а киностудия "Парамаунт Пикчерз" экранизирует "Кровавую жатву" под названием "Вечера в Роудхаусе" (The Roadhouse Nights). В том же году издательство журнала "Блэк маск" начинает серийную публикацию нового романа Хэммета, "Стеклянный ключ" (The Glass Key). Для автора открываются блестящие перспективы на должности обозревателя в "Нью-Йорк ивнинг пост" (The New York Evening Post). Одновременно с этим Хэммет сотрудничает с киностудией "Парамаунт пикчерз" и впоследствии переезжает в Голливуд, где знакомится с известной писательницей Лилиан Хеллман, которая становится его верным другом и единомышленником (результатом творческого союза станет написанный совместно сценарий к кинофильму "Дозор на Рейне" (Watch on the Rhein, 1943)). Деятельность Хэммета-сценариста продолжается созданием сценария для фильма "Улицы города" (City Streets). В 1931 г. роман "Стеклянный ключ" выходит полным изданием, а Хэммет начинает работу над своим новым романом, "Худой" (The Thin Man). В том же 1931 г. компания "Уорнер бразерс" экранизирует "Мальтийского сокола". Спустя два года, в 1933 г., Хэммет заканчивает работу над романом "Худой", который выходит в свет в издательстве "Редбук", а через год принимается к публикации издательством "Кнопф". В 1934 г. писатель работает над сценарием к фильму "Женщина ночи" (The Woman in the Dark), а также готовит сценарий к комическому фильму "Секретный агент Х-9" (Secret Agent X-9). В том же году издательство "Коллиерс" публикует последний рассказ Хэммета, "Этот поросенок" (This Little Pig), а роман "Худой" экранизируется студией "МГМ". Деятельность Хэммета в Голливуде отмечена выходом фильма "Мистер Динамит" (экранизация рассказа "Под ключ" (On the Make)), а также экранизацией романа "Стеклянный ключ" студией "Парамаунт пикчерз". В 1936 г. "Уорнер бразерс" выпускают вторую экранную версию "Мальтийского сокола" под названием "Дьявол и Леди" (Satan Met a Lady) и "По следам Худого" (After the Thin Man). Начатый в 1937 г. и заявленный в издательстве "Рэндом хаус" роман Хэммета "Жил-был молодой человек" (There was a young man) остался неопубликованным. Этот период следует считать окончанием голливудской карьеры Хэмм