Ви є тут

Система оцінки успішності з фізичного виховання в початковій школі Греції

Автор: 
Ніколу Панагіотіс Іоанніс
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U003894
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
В соответствии с целью диссертационной работы и для решения поставленных задач
осуществлена программа исследований. Программа включает определение
морфо-функционального статуса, физической подготовленности и работоспособности
учащихся 1–4 классов государственных общеобразовательных школ Греции в возрасте
7–12 лет.
2.1. Методы исследований
Для решения намеченных задач использовались следующие методы:
- анализ и обобщение данных специальной литературы;
- соматометрические методы исследований;
- физиологические методы исследований;
- педагогические методы исследований;
- статистические методы обработки полученных результатов.
2.1.1. Анализ и обобщение данных научной литературы
С целью изучения научных подходов к совершенствованию эффективности процесса
физического воспитания в начальной школе Греции было проанализировано и
обобщено 195 источников научной литературы, из них 20 - греческих авторов и 75
– на других языках народов мира.
2.1.2. Соматометрические методы исследований
Изучение основных соматометрических признаков морфологического статуса
испытуемых проводилось путем антропометрических измерений, которые включали
определение длины и массы тела, охвата грудной клетки / ОГК/ - по общепринятым
методикам; а также величину пяти кожно-жировых складок: трицепс (Triceps
skinfold), бицепс (Biceps skinfold), подлопаточная (Subscapular skinfold),
подвздошная (Suprailiae skinfold) и икроножная (Gastrocnemius skinfold) по
методике, рекомендуемой научной литературой с помощью каллипера системы
"Harpenday" [23].
Определение соматического жира методом измерения кожно-жировых складок имеет
высокую корреляционную взаимосвязь с результатами, полученными при измерении
соматического жира гидроскопическим методом и по этой причине может быть
использована в массовых обследованиях [131,178]. Этот метод входит в
Европейский пакет определения физического состояния [1,179].
2.1.3. Физиологические методы исследований
Для характеристики функционального состояния организма использовали доступные в
полевых условиях исследований методы определения:
- частоты сердечных сокращений /ЧССп/ в состоянии относительного покоя –
пальпаторно;
- систолического и диастолического артериального давления (АДсист и АДдиаст) с
помощью тонометра, по методике Н.В. Короткова;
- величины жизненной емкости легких /ЖЕЛ/ по результатам спирометрических
измерений с помощью суховоздушного спирометра;
- для оценки кислородообеспечения организма использовали пробы с задержкой
дыхания на вдохе / Штанге/ и выдохе /Генчи/:
Пробы с задержкой дыхания отражают еще и чувствительность дыхательного центра к
СО2. При повышении аэробных способностей результат в пробе увеличивается,
однако повышение результатов в пробах еще не означает увеличения аэробных
способностей, требуются дополнительные доказательства, подкрепляющие этот факт
[28,49].
Проба Штанге – после 5-ти минут отдыха испытуемый делает максимальный вдох,
затем полный выдох, неполный вдох /75 % от максимального/, задерживает дыхание
с закрытым носом и ртом. Норма задержки дыхания при пробе у взрослых – 40–50 с,
у детей 30-35 с [120]. Проба Генчи – выполняется аналогично, только задержка
дыхания выполняется после полного выдоха. В норме задержка дыхания на выдохе
для взрослых – 35 с, для детей 20 –39 с.
- для оценки уровня физической работоспособности использовали тест Руфье
/реакцию сердечно-сосудистой системы учащихся 7–12 лет на динамическую
функциональную пробу – 30 приседаний за 45 секунд.[6,43,53].
Значение индекса Руфье рассчитывали по формуле:
ИР=
4 ґ (ЧССп + ЧСС1 + ЧСС2) - 200
, усл. ед.
10
где:
ИР – индекс Руфье;
ЧССп - пульс относительного покоя за 15 с;
ЧСС1 - пульс первых 15 с первой минуты восстановления;
ЧСC2 - пульс последних 15 c первой минуты восстановления.
Уровень физической работоспособности оценивали, сравнивая полученные значения
индекса Руфье (ИР) со шкалой /табл. 2.1/.
Таблица 2.1
Шкала оценки физической работоспособности [28]
Уровень физической работоспособности
Значение индекса Руфье
высокий
меньше 3
хороший
4–6
средний
7–9
удовлетворительный
10–14
плохой
15 и выше
Кроме того ИР использовали для оценки динамики толерантности к физическим
нагрузкам, как результат функциональной пробы с дозированной нагрузкой
- в качестве клинико–физиологического показателя, определяющего состояние
кислород-транспортной системы, а именно состояние аэробных возможностей,
использовали индекс Робинсона - "двойное произведение" /ДП/, величину которого
рассчитывали по формуле:
, усл. ед.; где
ДП - двойное произведение – индекс Робинсона;
ЧССП – пульс относительного покоя, уд/мин;
АДсист – систолическое артериальное давление в условиях относительного покоя,
мм рт ст.
Уровень индекса Робинсона оценивали, сравнивая полученные значения со шкалой
/табл. 2.2/.
Таблица 2.2
Шкала оценки индекса Робинсона (ДП) по Апанасенко Г.Л.[5]
Уровень значений индекса Робинсона
Значение индекса Робинсона
низкий
более 100
ниже среднего
91 - 100
средний
81 - 90
выше среднего
75-80
высокий
74 и меньше
При анализе полученных результатов руководствовались сведениями специальной
научной литературы, указывающей, что чем ниже значение индекса Робинсона, тем
выше аэробные способности человека [5].
2.1.4. Педагогические методы исследований
Педагогические методы исследований включали: педагогическое наблюдение,
педагогическое тестирование физической подготовленности и педагогический
эксперимент.
2.1.4.1. Педагогическое наблюдение
Метод заключался в ознакомлении с методикой проведения уроков физического
воспитания в школах Греции, а также других фор