Ви є тут

Модельні характеристики фізичної і технічної підготовленості бігунів на 400 метрів з бар'єрами на етапі попередньої базової підготовки

Автор: 
Ші Дунлін
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U003941
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач в исследованиях применялись такие методы
исследования:
Анализ научно-методической литературы;
Обобщение опыта работы ведущих специалистов;
Педагогические наблюдения;
Педагогический эксперимент в условиях тренировочной и соревновательной
деятельности;
Педагогические тестирования физической подготовленности;
Педагогические тестирования технической подготовленности;
Инструментальные методы исследования;
Методы математической статистики.
2.1.1. Анализ научно-методической литературы
Анализ отечественной и иностранной литературы проводился с целью изучения
особенностей традиционной методики развития физических качеств, формирования и
совершенствования двигательных навыков техники бега на 400 м с барьерами на
этапе начальной спортивной специализации. Значительный интерес вызывали работы
в области физиологии, биомеханики, спортивной педагогики (всего 228 источников,
из которых 37 иностранных).
Особый интерес вызывали работы, касающиеся начального обучения спортивной
технике с применением целостных упражнений в облегченных условиях. Работ в этой
области крайне недостаточно. Имеются одиночные исследования, касающиеся
формирования ритмоструктуры барьерного бега.
В связи с этим анализировалась специальная научно-методическая литература, в
которой отражались различные стороны подготовки барьеристов различных уровней
подготовки и специализаций. На основании изучения литературных источников было
определено направление исследований и поставлены конкретные задачи.
2.1.2. Обобщение практического опыта работы ведущих тренеров
Изучение и обобщение опыта работы тренеров и спортсменов осуществлялось в виде
бесед и анализа анкетирования. Это дало возможность выявить и сопоставить
различные точки зрения, различные методические приемы в подготовке барьеристов
различной квалификации. Все положительные, на наш взгляд, моменты мы пытались
внедрить в процессе эксперимента. Анализ доступной документации тренеров и
преподавателей учебных заведений дал возможность разработать конкретную
программу исследований.
2.1.3. Педагогические наблюдения
Целью педагогических наблюдений явилось оценивание правильности выполнения
тренировочных задании при формировании двигательного навыка барьерного бега,
что дало возможность разработать индивидуальные средства исправления этих
ошибок на этапе начальной спортивной специализации. Оценка технической
подготовленности юных барьеристов на 400м проводилась на основании показателей
инструментальных методов исследования, а так же на основании уровня специальной
физической подготовленности. Определялись технические возможности реализации в
спортивном результате быстроты, скоростно-силовых качеств, специальной
выносливости. Наблюдение за динамикой функциональных возможностей определяло
дальнейшее направление педагогического эксперимента с целью достижения
реального высокого уровня, функциональных возможностей, как основы повышения
спортивного мастерства.
2.1.4. Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент был основным методом исследования для создания
возможности построения модельных характеристик физической и технической
подготовленности юных барьеристов на 400м. В реальных условиях тренировочной и
соревновательной деятельности был получен фактический материал функциональной,
физической и технической подготовленности на основании разработанных нами
тренировочных заданий. Условия педагогического эксперимента дали возможность
вносить конкретные коррекции при составлении тренировочных заданий на основании
индивидуальных особенностей юных спортсменов.
Педагогический эксперимент состоял из констатирующего и формирующего.
Констатирующий эксперимент продолжался на протяжении мая-октября 2003г, в
процессе которого изучалось состояние функциональной, физической и технической
подготовленности юных барьеристов. Изучалось влияние отдельных факторов
(возраст, уровень подготовленности, тренировочный стаж, индивидуальные
особенности).
Экспериментальным фактором воздействия выступали тренировочные задания для
развития юных барьеристов.
До начала формирующего эксперимента показатели развития барьеристов контрольной
и экспериментальной группы существенно не отличались между собой. Эффективность
воздействия методики развития физической и технической
подготовленности оценивалась по величине прироста показателей в контрольной и
экспериментальной группах. Эффективность воздействия определялась вычислением
коэффициента достоверности по критерию Стьюдента.
2.1.5. Педагогические тесты для определения физической подготовленности
Для определения тестовых упражнений, которые характеризуют уровень развития
антропометрических, скоростных, скоростно-силовых качеств, скоростно-силовой
выносливости, мы руководствовались рекомендациями, которые опубликованы в
специальной литературе [7, 138, 146]. Основными антропометрическими
показателями в качестве модельных были определены длина тела, масса тела, общая
длина ног, длина бедра, голени и стопы. При проведении указанных
антропометрических измерений был применен металлический антропометр Р.Мартина,
для измерения продольных размеров тела и медицинские весы для измерения массы
тела (точность измерений от 1мм до 50г соответственно).
Таблица 2.1.
Показатели основных контрольных тестов по физической подготовленности
барьеристов-юношей на этапе начальной спортивной специализации
Физические качества
Контрольные упражнения
Единицы измерения
Быстрота
Бег 30 м со старта
сек
Бег 30 м с хода
сек
Бег 60 м со старта
сек
Бег 60 м с хода
сек
Скоростно-силовые
Прыжок в длину