Ви є тут

Підвищення ефективності функціонування природних монополій в умовах ринку (за матеріалами залізничного транспорту)

Автор: 
Нікуліна Олена Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U000224
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
В ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ
2.1. Роль конкурентной среды в развитии естественной монополии
В переводе с латинского слово “CONCURRENTIA” обозначает “столкновение”,
“состязание”. Именно такая поведенческая трактовка этой категории изначально
установилась в экономической литературе. Адам Смит [60] определял конкуренцию
как честное, без сговора соперничество, ведущееся между продавцами или
покупателями за наиболее выгодные условия продажи товара. При этом основным
методом конкурентной борьбы он считал изменения цен.
В дальнейшем поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в
направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Так, в
марксистской трактовке конкуренцией называется “свойственная товарному
производству … антагонистическая борьба между частными производителями за более
выгодные условия производства и сбыта товаров” [61].
Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции связывает ее с
борьбой за редкие экономические блага и за деньги потребителя, на которые их
можно приобрести. Смысл этого подхода состоит в том, что большинство благ
(товаров, услуг, ресурсов) являются редкими, поскольку их количество меньше
потенциальной потребности общества. В связи с этим владельцы благ имеют
возможность распределять их, исходя из своей выгоды. Они выставляют свои
условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и в зависимости
от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому — нет. Так,
американский экономист П. Хайне считает, что “конкуренция есть стремление как
можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам” [62].
В духе поведенческой интерпретации конкуренции написаны и работы М. Портера
[63]. Приверженцами этого подхода являются и отечественные экономисты
Н.Н.Ермошенко, В.Л.Дикань, В.Г.Шинкаренко [64 ? 66].
Наряду с поведенческой трактовкой в ХІХ ? ХХ вв. получила распространение
структурная трактовка. Ее истоки восходят к работам Дж. Робинсон, Э.Чемберлина
[67, 68] и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной
теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции,
монополистической конкуренции, олигополии и монополии. Позиции этой группы
ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин
“конкуренция” чаще используется именно в структурном понимании. Если же нужно
подчеркнуть поведенческую сторону конкуренции, нередко пользуются иным словом ?
“соперничество”.
При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы компаний друг с другом
на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем. При этом
подходе конкуренцию определяют как ситуацию, в которой конкурирующих единиц
много и они независимы. Этот подход наиболее распространен. Сторонниками его в
частности являются К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю [43]. Они определяют конкуренцию
как “наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов,
возможность других покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и
покидать его”. То есть в центре внимания оказывается не соперничество фирм в
установлении цены, не выяснение того, кто и почему победил, а установление
факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирм на общий
уровень цен на рынке. Если такое воздействие не возможно, то речь идет о рынке
совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей
несовершенной конкуренции.
Третий подход к определению конкуренции является функциональным. Он описывает
роль, которую конкуренция играет в экономике. Й.Шумпетер, в частности, в рамках
своей теории экономического развития [69] определяет конкуренцию как
соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но
если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с
рынка предприятия, использующие устаревшие технологии.
Ф.фон Хайек [70] рассматривал конкуренцию совсем с другой стороны, называя ее
“процедурой открытия”. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции
скрытое становится явным. Так, в условиях типичной для реального рынка нехватки
информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться несколько
возможных линий поведения фирмы. И только конкуренция “открывает”, какая из них
на самом деле верна, а какая ведет в тупик.
Конкуренция является объективной закономерностью становления и реализации
производства. Зарождение конкуренции произошло в период возникновения простого
товарного производства. По мере развития общественного производства и
сосредоточения в крупных размерах средств производства образовались монополии.
Конкуренция проявляется в многообразных формах. Главными из них являются
следующие [41]:
1) конкуренция между немонополизированными предприятиями;
2) конкуренция между монополиями и предпринимателями, не входящими в
монополистические объединения;
3) конкуренция между различными монополиями;
4) конкуренция внутри самих монополистических объединений.
Конкуренция между немонополизированными предприятиями представляет старую форму
свободной конкуренции, которая существовала еще в условиях домонополистического
капитализма. В современных условиях она продолжает иметь место, так как наряду
с монополиями существует множество малых и средних предприятий, представляющих
немонополизированный сектор экономики.
Конкуренция между монополиями и немонополизированными предприятиями
представляет одну из новых форм конкурентной борьбы.
Конкуренция между монополиями выступает в следующих главных формах:
1) конкуренция между монополиями одной отрасли промышленности.
Обычно в каждой