Ви є тут

Стратегія антикризового проактивного управління підприємством

Автор: 
Єгорова Людмила Іванівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U000250
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
КОНЦЕПЦИЯ АНТИКРИЗИСНОГО ПРОАКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ (АКПУ) НА ОСНОВЕ
СЛАБЫХ СИГНАЛОВ
2.1 Стратегия антикризисного проактивного управления предприятием
Проблема обеспечения жизнеспособности производственных систем в последнее время
занимает одно из ведущих мест в теории и практике управления предприятием. Это
объясняется рядом причин.
Во-первых, являясь открытой системой, предприятие испытывает на себе
последствия нарастающей нестабильности среды, в которой оно функционирует. По
оценкам специалистов, уровень нестабильности среды, который определяется
степенью привычности возникающих и требующих решения проблем, скоростью
происходящих изменений и реакции предприятия на них, а также степенью
предсказуемости будущего, в настоящее время составляет 3,5-4,5 балла по
пятибальной шкале нестабильности И.Ансоффа.
Во-вторых, предприятиям приходится принимать решения в условиях
неопределенности и риска, поскольку детерминирующие факторы, определяющие
характер управленческих решений, постоянно изменяются, что требует от
предприятия определенной внешней и внутренней гибкости.
В-третьих, уровень адаптированности управленческого механизма к работе в новых,
не всегда благоприятных, экономических, социальных и политических условиях,
включая уровень знания и использования на практике современных методов
предпринимательского анализа и управления, в настоящее время значительно ниже,
чем того требуют рыночные условия.
Исходя из этого, проблема формирования жизнеспособных систем требует создания
такой системы управления, которая могла бы быть достаточно чувствительной к
трансформациям внешней среды и обеспечивать необходимый уровень организационной
и экономической мобильности и гибкости предприятия для его выживания в сложной
и быстроменяющейся обстановке.
Важной особенностью кризисного процесса на предприятии является то, что на
начальной стадии он может протекать в скрытой (латентной) форме. На этой стадии
руководству предприятия не всегда удаётся определить степень реальной угрозы
стабильности, так как симптомы кризиса, к которым обычно относят снижение
прибыльности, сокращение доли рынка и потерю ликвидности, не являются ярко
выраженными. Действительно, некоторые колебания в динамике экономических
показателей не всегда являются признаками приближения кризисной ситуации. Но
поскольку изменения во внешней среде предприятия всегда опережают ответную
реакцию на них, то необходимо своевременно прояснить ситуацию и постараться
распознать в этих колебаниях динамики симптомы возможного кризиса.
Антикризисное управление предприятием – важная составляющая системы
стратегического управления. Его суть заключается в создании механизма выявления
и устранения возникающих дестабилизирующих проблем в деятельности предприятия
до того, как они приняли необратимый характер. Система антикризисного
управления – это комплекс контролирующих и регулирующих стратегических
воздействий, позволяющих обеспечить главную цель функционирования предприятия,
а именно, его выживаемость в рыночной среде. С понятием выживаемости тесно
связаны такие понятия, как гибкость, адаптируемость и готовность к изменениям и
преобразованиям, диктуемым внешними и внутренними обстоятельствами
жизнедеятельности рыночных субъектов. В попытках обеспечить выживаемость
управленческие решения часто принимаются интуитивно, без достаточных оснований.
При этом могут иметь место бессистемные, а иногда и ошибочные изменения в
стратегии предприятия, не способствующие улучшению ситуации и приводящие к
углублению кризисных процессов. Предпосылками возникновения антикризисного
управления являются циклический характер развития отраслей, предприятий и
продукции, ужесточение условий конкуренции, возрастание неопределённости и
непредсказуемости влияния внешнего окружения предприятия. Антикризисное
управление предприятием, как подсистема стратегического управления возникло в
ответ на требования практики рыночных отношений, когда выживаемость достигается
сильнейшими и более гибкими представителями этих отношений, умеющими
пользоваться накопленными знаниями и практическим опытом обеспечения
устойчивого развития и уверенных позиций на рынке. В этом смысле, система
антикризисного управления призвана стать системой поддержки в поиске лучших
решений и вариантов бескризисного развития предприятия или оптимальных путей
выхода из кризисных ситуаций.
В системе антикризисного управления просматриваются три основных уровня,
соответствующих стадиям процесса развития кризисной ситуации.
I уровень – антикризисное регулирование на стадиях потенциального и скрытого
кризиса (латентного), иногда отождествляемых с докризисным периодом;
II уровень – стратегическое управление в условиях реального кризиса на стадиях
острого преодолимого либо непреодолимого кризиса;
III уровень – управление преодолением последствий кризиса в посткризисном
периоде.
Каждому из указанных уровней отвечает определённая стратегия (краткосрочная или
долгосрочная) и тип управления (реактивный, проактивный или их сочетание).
Стадии процесса развития кризиса предприятия и соответствующие им уровни
антикризисного управления, типы реакции и виды стратегий отражены в таблице
2.1.
Для второго и третьего уровней антикризисного управления характерны
стратегические решения, ориентированные на требования уже сложившейся кризисной
ситуации и направленные на исправление ошибок и сбоев и восстановление
нормального равновесия производственной системы, если кризис является
преодолимым, либо включение механизма банкротства в случае непреод