Ви є тут

Феномен життєтворчості в культурі перехідного типу

Автор: 
Кур\'янова Ірина Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U000812
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО В ПЕРЕХОДНОЙ КУЛЬТУРЕ НАЧАЛА
ХХ ВЕКА
2.1. Жизнетворчество в культуре начала ХХ века: философско-антропологический и интервальный аспекты
2.1.1. Философская антропология как основание постижения переходной культуры серебряного века. Единственно возможным пространством, где совпадают философские и эстетические способы освоения мира, является человек, творец, художник-философ. Методологией изучения философско-художественного способа освоения действительности является антропный подход, позволяющий осмыслить проблему существования такого типа мировоззрения в переходной культуре начала ХХ века сквозь призму жизни и творчества одного из гениев эпохи серебряного века М. А. Волошина.
Антропологизм (от греч. anthropos - человек и logos - учение) как учение, "рассматривающее человека системообразующим принципом философии..., в широком смысле, как скрытая онтологическая доминанта присутствовал в философии всегда..." [95, с.16], но лишь в XX веке "идея человека" из отдельного учения о сущности человека становится "объяснительным принципом всей человеческой культуры" [95, с.17]. Философская антропология предполагает решение ключевых философских вопросов через призму учения о человеке. Жизненные смыслы, ценности и пристрастия человека, окрашивая этот мир, делают его, прежде всего, миром человека. Мир представлен в человеке как феномене универсума мира. И если объектом философского размышления является Универсум, как "все сущее", то, естественно, что человек как "микрокосм", становится первым и главным объектом философской антропологии.
В истории мировой философской и культурологической мысли есть и другие, кроме антропоцентрической, мировоззренческие установки - теоцентризм, логоцентризм, культуроцентризм, космоцентризм, отдающие приоритет соответственно: Богу, Логосу, Культуре и Космосу (природе). На наш взгляд, в каждой из этих мировоззренческих систем осмысливается и наполняется тем или иным смыслом феномен творца, творческой личности, что делает эти установки, в той или иной степени, антропологическими.
Человек - главная ценность мироздания, в нём заключена загадка и отгадка мира. Истинный творец посвящает свою жизнь решению этой загадки, а его жизнь и творчество, в свою очередь, позволяют нам приблизиться к разгадке тайн бытия. В идейном наследии Ф. Ницше, в частности, в его философской поэме "Так говорил Заратустра", одной из ключевых является проблема человека-творца. "Я - от нынешнего, и я - от минувшего..., но есть во мне нечто и от завтрашнего, и от грядущего" - так говорил Заратустра, поэт и философ. "Вы - созидающие - высшие люди!", - утверждал он сверхвозможности творческой личности, доказывая, что творческая интуиция способна дать абсолютное знание [143, с.113, 260].
Решение вечной философской проблемы "человек - мир" возможно только на пути познания их единства и создания универсального философского учения. Идея создания такого учения вдохновляла философов XX века на разработку разнообразнейших философских концепций. Но ни одна из них не может претендовать на универсальность, т.к. ни одна из этих теорий не позволяет увидеть человека во всей его сложности, учитывая социальную, биологическую и духовную стороны его бытия, контекстуальность и относительность его сущности, а главное - многообразие и многомерность его взаимосвязей с миром.
Философия XX века делала очевидный акцент на роли духовных начал в сущности человека. Идею индивидуального, личного, конкретного выдвигает на первый план антропологическая философия М. Шелера и его последователей (Х. Плеснера, А. Гелена, Э. Ротхакера), разрабатывавших единую систематическую теорию человека, опираясь на идею "научности" объекта и приоритета науки над всеми другими способами познания. Результатом их усилий стал поворот философии к человеку и выделение антропологии в самостоятельную сферу рефлексии со своей методологией и системой категорий.
Дальнейшая история развития антропологической проблематики связана с нарастающим интересом к иррациональным началам личности. В. Дильтей, утверждавший, что субъективные начала личности иррациональны и недоступны обычной логике, обосновал наличие особого для гуманитарных наук метода понимания и постижения. Предтеча экзистенциализма, С. Кьеркегор убеждал, что определяющими для индивида являются индивидуально значимые экзистенциалы неповторимости, свободы, греха, страха перед Богом и потому, человеческая жизнь абсурдна в сущности своей и вообще непостижима для разума. К. Ясперс также находил, что подлинная сущность человека раскрывается только в экзистенции - уникальном инобытии, невыразимом в языке и несуществующем как объект, но, тем не менее, определяющем подлинную ценность бытия человека. Через шифры бытия, которые можно "прочитать" в мифе, философии, искусстве, приоткрывается экзистирующему индивиду трансценденция. А поскольку культура воплощается через человека, что свидетельствует о его предназначении и огромных возможностях, то именно человек через трансценденцию оказывается способным приближаться к постижению истинных целей культуры и передавать свои ощущения в искусстве и философии, где абсолют и приоткрывает себя в форме шифров и знаков. По мнению Ясперса, чаще всего человек, как и культура в целом, "прорывается" к истинной подлинности бытия в "пограничных" ситуациях, осуществляя свой выбор и реализуя этим свою свободу, обретая новое (трансцендентное) знание и определяя путь своего развития.
Только человеку свойственно истинное понимание бытия считает и немецкий экзистенциалист М. Хайдеггер. Жизнь человека - это экзистенциональное "бытие-в-возможности", что означает: бытие только через человека обретает свой смысл, свою форму, структуру. Свобода человека - в выборе возможностей. А общим условием возможностей является трансцендентная связь человека с миром. Только в акте трансцендирования обретает человек понимание самого себя, мира и своих возможностей. В работе "Время картины мира" М. Хайдеггер гово