Ви є тут

Неокласичний філософський підхід до розуміння історичного процесу

Автор: 
Панченко Олег Вікторович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U000872
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
МЕСТО И РОЛЬ НЕОКЛАССИЧЕКОГО ПОДХОДА В ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

2.1. Проблема кризисов в истории и реалии современного общества

Потребность в конституировании основ новой философско-исторической парадигмы вызвана кризисными явлениями, переживаемыми человечеством на современном отрезке исторического времени и не получившими удовлетворительного разрешения в рамках существующих философских концепций истории. Поэтому вслед за анализом этих концепций представляется уместным сделать следующий шаг - исследовать проблему кризисов как важнейших феноменов исторического процесса.
Тема кризиса возникла в европейской философской и культурологической мысли около двухсот лет тому назад. Затронутая немецкими романтиками, продолженная С. Кьеркегором [98], А. Шопенгауэром [230-231], Ф. Ницше [147] еще в XIX веке, она звучит, не умолкая, с разной степенью интенсивности в течение всего ХХ и в начале ХХI столетия, проникая во взгляды и ученых и все более широких слоев общества.
Объектом кризиса является, прежде всего, западная цивилизация. Поэтому в конце ХХ - начале ХХI вв. эта тема является лейтмотивом ряда научных и философских исследований современной истории, свидетельствует о наступлении подлинного нового "исхода". О нем писали и пишут Х. Ортега-и-Гассет [149], Э. Фромм [210], Н. Моисеев [135], В. Иноземцев [65], С. Крымский [92], Д. Медоуз [129], А. Назаретян [143], А. Неклесса [145], А. Панарин [154], П. Сорокин [186],С. Хантингтон [222].
После так называемых "бархатных" революций в странах Восточной Европы, развала СССР контрапунктом темы о ликвидации коммунистической угрозы прозвучала статья бывшего чиновника госдепартамента США Ф. Фукуямы [215] "Конец истории?", выразившая умонастроение значительной части западного общества об ограниченности понимания либерально-демократической идеи - символа и гордости Окцидента. Угрозу кризиса в самом "обществе благоденствия" позднее отметил и известный филантроп, финансист "номер один" Джордж Сорос, издавший книгу "Открытое общество в опасности" [97]. В ней видный практик капиталистического бизнеса показывает, что ставка на рыночную экономику как универсальное средство, автоматически решающее все проблемы, не только ошибочна, но и более опасна для открытого общества, чем тоталистаристские идеологии.
Приметы наступления кризиса фиксирует и современная наука, констатируя эмпирически наблюдаемые признаки апогея экологических, демографических, социокультурных противоречий, спровоцированных человечеством. Основные черты современной фазы "перелома" в первом приближении усматриваются: во-первых, в глобальном его характере, когда под угрозой уничтожения находится не только все человечество, но и среда его обитания - планета Земля; во-вторых, в сокращении до предела времени, отпущенного человечеству на поиск путей и средств преодоления кризиса; в-третьих, в том, что в случае развития исторической драмы по нежелательному, негативному сценарию, результаты исхода по глубине и скоротечности наступления будут беспримерными в истории.
Определение причин и условий современного поворота истории может и должно стать исходным пунктом для поиска путей его преодоления. Это в свою очередь требует философско-исторического исследования проблемы скачков в историческом развитии общества, анализа прежних средств, использованных человечеством для выхода из "патовых" ситуаций.
В переводе с греческого слово "кризис" означает "поворотный пункт", "исход", то есть, применительно к обществу, ? качественное изменение жизни. Появление данного термина указывает и на осознание человеком этих переломных пунктов в своей истории и их повторяемости. Позиция многих исследователей на природу и причину кризисов, была объективирована в XIX веке выдающимся социальным психологом Г. Лебоном, который тонко подметил, что "крупные исторические события являются лишь видимыми следствиями невидимых перемен в мыслях людей" [103, с.5]. Психологическим следствием кризисных ситуаций является то, что в эти переходные периоды человечество, отвлекаясь от сиюминутных проблем, активизирует свои усилия для поиска судьбоносных решений, чаще обращается к метафизическим вопросам, в том числе проблеме философского осмысления исторического процесса. Таким образом, налицо ситуация логического круга: условием для получения удовлетворительных частных ответов на вызовы истории является представление о ней как целом (ее смысле, направленности, движущих силах, траектории), - то есть формулирование новой "картины мира".
Определение того, как разорвать "круг", найти выход из замкнутой ситуации, обусловило необходимость так же обратиться и к пониманию природы человека. Для решения обеих проблем важное значение имеет учет исторической дистанции: чем дальше отстоят от современности события, тем более истинным является их понимание. Поэтому следует расширить временные рамки диссертационного исследования с тем, чтобы, сопоставляя "ответы" на "вызовы", имевшие место в прошлом, с нынешней ситуацией, выработать более "объемное" видение кризисных проблем, обосновать основные установки (положения) и сформулировать принципы неоклассического подхода к конструированию философско-исторической парадигмы. При этом следует постоянно "держать в уме" практическую направленность, действенность предлагаемых положений и принципов. Это требование знаменитого одиннадцатого параграфа "Тезисов о Фейербахе" К. Маркса разделяет большинство философов, ученых, деятелей культуры. Например, выдающийся аргентинский писатель Х. Борхес убежден в том, что "все философы мира влияют на современную жизнь".
Несмотря на то, что философия истории как особая область исследования социума самоопределилась в XVIII веке, метафизические проблемы исторической эволюции человечества, включая кризисы, рассматривались уже с момента зарождения философии.
Как известно, космоцентризм - главная характерная черта мировоззрения античности. Предпосылками его, с одной стороны, была сама жизнь древних г