Ви є тут

Державне регулювання розвитку контролюючих систем

Автор: 
Клепаков Олександр Олексійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U002006
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМ И МЕТОДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ СЛУЖБЫ

2.1. Анализ динамики и общегосударственных показателей национального хозяйства Украины
Достижение положительных результатов стабилизации экономических процессов и наметившиеся тенденции к росту финансирования государственных программ обуславливает целесообразность осуществления полномасштабного эффективного контроля, включающий в себя постоянный мониторинг основных макроэкономических показателей, характеризующих общую экономическую ситуацию, сложившуюся в Украине на данном этапе развития. Для осуществления процедуры контроля используется индикативное планирование, позволяющее оценить степень выполнения планов по основным показателям. В индикативном планировании выделяются два типа планов: конъюнктурный и структурный. Сущность первого заключается в обеспечении экономического равновесия на рынке, т.е. высокого уровня занятости, равновесия платежного баланса, стабилизации цен и т.д. Структурное планирование рассматривается как способ достижения определенных структурных изменений в экономике и состоит в том, что для обеспечения развития приоритетных отраслей, нуждающихся в значительных инвестициях, государство планирует государственные инвестиции, стимулирует частные инвестиции и разрабатывает обязательные количественные задачи для отраслей и крупных фирм.
Динамика макроэкономических показателей отражается в индикативных планах, представляющих собой планы-прогнозы, координирующие деятельность различных хозяйствующих субъектов в рамках общегосударственных целей экономического развития, составленных с целью обеспечения субъектам хозяйственной деятельности максимальной возможности финансироваться самостоятельно и разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами власти. Индикативное планирование рассматривается как элемент государственного регулирования в соединении с другими элементами регулирования и формируется Парламентом во главе со Счетной палатой.
Целью парламентского контроля также является: защита прав и свобод человека, провозглашенных Конституцией Украины, законами Украины и международными договорами Украины; предотвращение нарушения прав и свобод человека или благоприятствование их возобновлению; употребление мероприятий по приведению законодательства Украины о правах и свободах человека в соответствие с Конституцией Украины, международными стандартами в этой области; благоприятствование правовой информированности населения и защиты конфиденциальной информации о личности.
Валовой внутренний продукт (ВВП) является одним из самых важных показателей развития экономики, характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов в сфере материального и нематериального производства. Измеряется стоимостью товаров и услуг, изготовленных этими единицами для конечного потребления. ВВП определяют как сумму первичных доходов, распределенных экономическими единицами-резидентами между производителями товаров и услуг: оплата труда наемных работников, чистые налоги на производство и импорт, валовая прибыль и валовые смешанные доходы. ВВП - главный индикатор экономического развития и наиболее полный показатель суммарного объема производства товаров и услуг за определенный период.
В высокоразвитых странах с каждым годом возрастает уровень вмешательства государства в перераспределение валового внутреннего продукта, так как этот показатель характеризует устойчивость экономического роста. Усовершенствование структурной трансформации экономики также отображает темп экономического роста ВВП. Анализ свидетельствует, что для развитой экономики является характерным, во-первых, снижение в общем объеме выпуска и занятости части сельского хозяйства; во-вторых, на начальном этапе происходит увеличение доли промышленного сектора и, в конце концов, быстрое увеличение удельного веса сферы услуг.
В Украине в процессе формирования индикативного плана государственные органы определяют направления экономического развития машиностроительного, топливно-энергетического, химико-лесного, оборонительного комплексов, легкой и других отраслей промышленности, учитывая прогноз потребностей населения, правительства и национального производства, предусматривают ориентировочные объемы промышленного производства, формируют государственные заказы, заключают государственные контракты.
Важными составляющими плана являются производство и поставка продукции в соответствии с государственным заказом (государственным контрактом). Система государственного заказа (государственного контракта) в промышленности призвана удовлетворять потребности государства в производстве продукции производственно-технического назначения, товарах народного потребления, а также оказывать государственную поддержку важнейшим отраслям народного хозяйства.
К методам регулирования предпринимательской деятельности в промышленном производстве относятся: государственные разрешения и контроль за размещением промышленных предприятий; привлечение промышленных предприятий (независимо от форм собственности) к выполнению государственных и региональных целевых комплексных программ; антимонопольные мероприятия; применение системы налогов (НДС, акцизного сбора, налога на прибыль) и налоговых льгот; денежно-кредитное регулирование; регулирование цен на некоторые виды промышленной продукции вплоть до установления государственных цен; использование норм амортизации и других норм и нормативов.
В процессе формирования прогнозов, индикативных планов, разработки регуляторов относительно субъектов рынка, функционирующих в сфере промышленного производства, объемы производства продукции оценивают в натуральном и стоимостном выражениях.
Особые проблемы экономического роста и структурных изменений возникают в условиях переходного периода. Структурные изменения формируют потенциал экономического роста в экономике Украины. Поэтому