Ви є тут

Наукове і художнє пізнання: їх специфіка і взаємодія

Автор: 
Количева Тетяна Владиславна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U002597
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАУЧНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

Анализ процесса познания показывает, что человек не только познает мир, открывая новое, но и изменяет, преобразует его на основе собственных знаний. Познание может быть и повседневно-бытовым, и мифологическим, и религиозным. Но в свое содержание оно всегда включает разные модификации двух важных видов познания - научного и художественного, которые могут использоваться в определенных сочетаниях.
Выделение научного и художественного познания базируется на взаимном переходе этапов первоначальной классификации познания: чувственного и рационального. Качественные характеристики перехода от чувственного познания к рациональному обусловливают образование либо научных понятий, либо художественных образов.
Характер научного и художественного познания имеет свои закономерности как на уровне мировоззренческих структур, так и на исключительно психологическом уровне. А так как в основе любого познания лежит процесс мышления, то важными факторами в различии методов познания являются и психофизиологические основы мыслительной деятельности. Эти психофизиологические особенности лежат в основе различий в характере моделирования, используемого в научном и художественном познании.

2.1. Чувственное и рациональное как две основополагающих ступени человеческого познания

Как известно, познание является неотъемлемой чертой жизнедеятельности человека, выражением его отношения к окружающей действительности. К познавательной относится не только научная деятельность, но и все другие виды человеческой деятельности, включая повседневную практику. В процессе познания, осуществляемого посредством взаимодействия высших психических функций человека с окружающей действительностью, постигаемая действительность влияет на мышление познающего человека и обогащает его. При этом особенностью мышления человека является способность соединять в себе знание объективной реальности с заключенными в ней потенциальными возможностями. Поэтому результат познания человеком данного объекта, процесса или явления может оказаться более наполненным и завершенным, чем сам познаваемый объект, процесс или явление. Это происходит за счет внесения в объект некоторых результатов субъективной творческой деятельности сознания.
Чувственное и рациональное являются основополагающими ступенями человеческого познания и представляют собой элементы первоначальной его классификации. Мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Однако это не пассивное, зеркальное отражение. Это отражение предполагает активное отношение человека к миру уже потому, что человечество познает действительность не ради знания самого по себе, а в целях ее осознанного преобразования. Чувственное познание основывается на системе чувственного отражения. Эта система включает в себя две части: возникновение реакции на внешние события и преобразование сенсорного сообщения в набор специфических признаков, а также интерпретацию этого сенсорного сообщения с помощью категорий, хранящих память о прошлых событиях [26].
Окружающая действительность, постигаемая умозрительно, оказывает большее влияние на чувственное познание, нежели рациональное. Чувственное познание может иметь формы ощущения, восприятия и представления [151].
Ощущение представляет собой отражение отдельных свойств, особенностей объекта познания. Это отражение происходит в форме образа. Образ при этом объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме. Кроме того, он зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, физиологии высшей нервной деятельности и даже от его жизненного опыта. Чувственные образы переживаются субъектом не как состояние нервной системы, а как сами внешние предметы. Ощущения являются исходным пунктом познавательного процесса.
Физиологической основой ощущений, как известно, выступают анализаторы - нервные структуры, состоящие из рецепторов и нервного центра. С каждым анализатором связано многообразие ощущений. Деятельность психики в связи с этим может быть представлена с двух различных сторон: с психологической точки зрения она заключается в совокупности разнородных психических образов, а в физиологическом аспекте мозга представляет собой качественно однородный физиологический процесс. Разнородные качества внешних объектов, перевоплощающиеся в результате работы анализаторов в единый физиологический процесс, проявляются на этапе построения психического образа познаваемого предмета в виде единого психического образа. В этом состоит психофизиологический парадокс, для разрешения которого в настоящее время в физиологии и философии существуют только гипотезы. Одна из гипотез состоит в том, что субъективный идеальный образ производится мозгом, который определят качество внешнего раздражителя по причине того, что природа этого раздражителя заложена в самой природе мозга. Но именно мозг познающего субъекта генерирует, вырабатывает идеальный объективный образ. Результатом такого уподобления мозга внешним воздействиям и является чувственное познание. Диапазон внешних свойств, воспринимаемых с помощью органов чувств, таков, что он обеспечивает наиболее полное отображение свойств внешнего мира.
Отражая отдельные внешние признаки вещей, ощущения производят анализ действительности. Этот анализ определяется как природой этого объекта, так и закрепленной в структуре и функциях анализаторов биологической эволюцией и практической деятельностью. Идентифицируя какие-либо свойства предмета, ощущение производит синтез, отождествление конкретного внешнего воздействия с определенным классом внешних воздействий. В проводящих путях различных анализаторов существует качественно один и тот же нервный процесс. Психические образы, возникающие в результате этого нервного процесса, будут качественно различны так же, как различны отдельные признаки предметов, воздействующих на органы чувств. Однако такая форма