Ви є тут

Моделювання управління фінансово-господарчою діяльністю у державній системі освіти

Автор: 
Куліков Петро Мусійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U003763
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ И ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ ОТРАСЛЕВОГО МИНИСТЕРСТВА

Реализация эффективных управленческих решений возможна лишь в пределах имеющихся ресурсов, используемых отраслевым министерством. Основой управления финансово-хозяйственной деятельностью в государственной системе образования является управление финансовыми и информационными потоками Министерства образования и науки (отраслевое министерство). В общем случае управление финансовыми и информационными потоками отраслевого министерства представляет собой планирование, учет, контроль и анализ результатов, полученных в ходе финансовых и хозяйственных операций, ограниченных областью его компетенции.
В условиях ограниченности бюджета, отсутствия достоверной информации о себестоимости выпускаемой продукции и формальных оценок показателей эффективности функционирования подведомственных экономических объектов одним из критических является процесс распределения бюджетных денежных средств. Для решения задач эффективного распределения бюджетных денежных средств между экономическими объектами отрасли используются следующие механизмы:
определение потребности страны (региона, рынка) в продукции отрасли,
расчет себестоимости продукции с выделением составляющей госбюджетного финансирования,
распределения денежных средств потребителям.
На этапе планирования бюджетов экономических объектов используется механизм определения объемов необходимых бюджетных денежных средств.
Выступая в качестве собственника денежных средств, отраслевое министерство заинтересовано в приобретении продукции экономических объектов с низким значением госбюджетной составляющей её себестоимости. Однако приобретаемая продукция должна обладать высокими качественными характеристиками. Приведенные особенности выбора производителей (экономических объектов) и количества приобретаемой продукции реализованы в третьем механизме.
В данном разделе представлены модели системы управления финансовыми и информационными потоками Министерства образования и науки Украины, улучшающие её качественные и количественные показатели. Эти модели включают в систему контроллинга, являющейся информационным обеспечением принятия управленческих решений и входящей в состав основных компонентов, которые создаются (развиваются) в ходе реинжиниринга систем управления.
Приведенные модели механизмов учитывают специфику отрасли образования и науки и после соответствующей настройки могут использоваться для решения аналогичных задач в других отраслях.
2.1. Модель оценки потребности в продукции, выпускаемой государственной системой образования
В условиях рыночной экономики Украины, Министерству образования и науки, являющемуся органом управления образовательным комплексом, принадлежит важная роль в решении стратегических проблем экономического и социального развития страны.
Изменения в науке, технике и производстве обусловливают повышенные требования к общеобразовательному, экономическому, техническому, экологическому и другим уровням знаний специалистов. Опыт реформирования экономики развитых западных стран свидетельствует о повышенном внимании к интеллектуальному потенциалу, так как уровень образования определяет профессиональный и социальный уровни общества. Интеллектуальный потенциал, являющийся продуктом особого вида, производимый учреждениями образования, имеет наивысшую ценность [95, 99].
В рыночных условиях этот продукт призван регулировать отношения между учреждениями образования и основными потребителями: государством, промышленными предприятиями, фирмами различных форм собственности.
Проблема трудоустройства выпускников высшей школы в современных условиях приобретает особую актуальность. Понятно, что на рынке труда предпочтение при прочих равных условиях будет отдаваться уже сформировавшимся специалистам со стажем работы по специальности. Поэтому для выравнивания ситуации с занятостью молодых специалистов необходима продуманная государственная политика в этой сфере, опирающаяся на соответствующие управляющие воздействия, разработка моделей прогноза эволюции государственной системы занятости специалистов и выработки управленческих решений с целью вывода ее на оптимальные траектории развития.
Состояние системы занятости изменяется из-за наличия потоков, направленных как в систему (прием на работу), так и из системы (увольнение, естественное выбытие), а также за счет внутренних перемещений. Потоки, характеризующие внутренние переходы, управляются определенной совокупностью факторов, которые варьируются от одного вида найма к другому. Например, количество повышений зачастую прямо связано с числом образующихся вакансий, в других случаях повышения происходят почти автоматически по достижении определенного уровня квалификации или в связи с выслугой лет. В частности, для системы образования характерна вторая возможность, а для ранговых структур (в частности, силовых) большую роль играет последний фактор.
Разобьем региональную систему рабочих мест специалистов (должностей) на групп:
к группе с индексом i=0 отнесем незанятых специалистов,
к группе i=1 ? должности, замещаемые молодыми специалистами (выпускниками системы подготовки кадров высшей квалификации),
к группам - все остальные должности.
При этом необязательно предполагать, что классы ранжированы по старшинству.
Состояние системы занятости может меняться в любое время, но большинство изменений, связанных с трудоустройством выпускников высшей школы, происходит после окончания академического года. В соответствии с этим аппроксимировать поведение системы будем, считая время Т целым числом и выражая его в годах.
Пусть
ni(T) ? число специалистов в профессиональной группе i,
nij(T) - число перешедших из группы i в группу j в текущем году T.
В этих обозначениях
n1(T) - число занятых молодых специалистов (число специалистов в группе 1) в текущем году T,
n1(T+1) ? число специалистов