Ви є тут

Управління цілеспрямованими змінами діяльності підприємства

Автор: 
Климчук Олександр Олександрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U004986
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
Постановка задачи управления целенаправленными изменениями деятельности
предприятия И разработка алгоритма её решения
2.1. Постановка задачи управления целенаправленными изменениями деятельности
предприятия с использованием теории заинтересованных сторон
В общем виде задача управления целенаправленными изменениями деятельности
предприятия, далее – задача, может быть представлена как перевод предприятия из
текущего состояния в заданное (целевое). Целевое состояние предприятия
характеризуется конкретным значением целевой функции деятельности предприятия.
При изменении состояния предприятия следует основываться лишь на допустимых его
состояниях. Допустимые состояния определяются ограничениями, накладываемыми на
деятельность предприятия.
В формализованном виде задача управления целенаправленными изменениями может
быть записана так:
F = fтреб – fтек ® min (2.1)
при:
x i min Ј xi Ј x i max (2.2)
E i min Ј Ei Ј E i max , (2.3)
где:
F – целевая функция процесса управления изменениями;
fзад – заданное значение целевой функции деятельности предприятия;
fтек – текущее значение целевой функции деятельности предприятия;
Ei – результирующие показатели деятельности предприятия;
xi – исходные характеристики деятельности предприятия.
Таким образом, для постановки задачи необходимо:
- определить конкретный вид целевой функции деятельности предприятия;
- определить текущее и заданное значение целевой функции деятельности
предприятия;
- определить вид ограничений, накладываемых на деятельность предприятия;
- определить конкретные значения ограничений, накладываемых на деятельность
предприятия.
Постановка задачи управления целенаправленными изменениями деятельности
предприятия производилась нами на основе теории заинтересованных сторон. Исходя
из которой единственным и достаточным измерителем эффективности деятельности
предприятия является степень удовлетворённости заинтересованных сторон,
связанных с деятельностью предприятия. Согласно определению, заинтересованная
сторона представляет собой отдельные лица или их объединения, которые могут
предъявлять материальные или нематериальные претензии предприятию и интересы
которых поддаются обобщению [104].
Важно отметить, что вышеуказанная задача решается с т.з. собственника
конкретного предприятия и, следовательно, целевое состояние предприятия
определяется с позиции его собственника. Т.о. потребителем задачи управления
изменениями является собственник (собственники) конкретного предприятия.
В связи с этим мы предлагаем ограничения, накладываемые на деятельность
предприятия, условно разделить на два вида:
* субъективные ограничения;
* прочие ограничения.
Субъективные ограничения представляют собой минимально допустимый уровень
удовлетворения интересов заинтересованных сторон, ниже которого они прекратят
обменные процессы с предприятием.
Прочие ограничения – ограничения, присутствующие в силу объективных факторов. В
диссертации не рассматривался процесс определения ограничений данного вида,
считая их известными априори.
Постановка задачи управления целенаправленными изменениями деятельности
предприятия производилась нами в такой последовательности:
1. Исследование и анализ поведения заинтересованных сторон, в ходе которого
были определены основные принципы поведения заинтересованных сторон.
2. Анализ экономических факторов взаимодействия предприятия и заинтересованных
сторон, в ходе которого были проанализированы экономические аспекты
взаимодействия предприятия с заинтересованными сторонами.
3. Анализ политических факторов взаимодействия предприятия с заинтересованными
сторонами, задачей которого являлось определение возмущений, которые вносят
политические факторы в рассматриваемые обменные процессы.
4. Определение конкретного вида и значений целевой функции деятельности
предприятия.
Исследование и анализ поведения заинтересованных сторон. В процессе своей
деятельности предприятием взаимодействует с множеством заинтересованных сторон.
Для упрощения анализа их обычно объединяют по некоторым признакам в группы. В
частности мы использовали классификацию, приведённую в [104], согласно которой
для предприятия выделяют следующие группы заинтересованных сторон (каждая из
которых может быть представлена произвольным количеством отдельных
заинтересованных сторон):
1) собственники предприятия;
2) топ-менеджеры (высшее руководство предприятия);
3) персонал предприятия;
4) поставщики ресурсов (финансовых, материальных, информационных и пр.);
5) потребители продукции предприятия;
6) государство в лице государственных органов (налоговых, таможенных, судебных
и пр.).
Следует отметить, что собственники предприятия играют особую роль по отношению
к предприятию. С одной стороны они являются единственным легитимным источником
формулирования выражения целевой функции и ограничений, накладываемых на
деятельность предприятия. С другой стороны, они не могут игнорировать претензий
прочих заинтересованных сторон и, следовательно, должны учитывать необходимость
удовлетворения интересов прочих заинтересованных сторон наряду с необходимостью
удовлетворения своих интересов.
Поскольку решение задачи управления изменениями направлено на максимизацию
удовлетворения интересов собственников, а удовлетворение интересов
собственников связано со степенью удовлетворения интересов всех
заинтересованных сторон, то мы в данной работе рассматриваем собственников
предприятия как одну из заинтересованных сторон. Причём удовлетворение
интересов прочих заинтересованных сторон мы будем рассматривать лишь в ракурсе
максимизации удовлетворения интересов собственников предприятия.
Чтобы упр