Ви є тут

Семантична програма симфоній А.Брукнера в її жанрових і культурно-історичних зв'язках.

Автор: 
Савченко Ганна Сергіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U000917
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
СЕМАНТИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ СИМФОНИЙ БРУКНЕРА
Выявление способов и механизмов проявления индивидуализированного смысла в
музыкальном тексте является существенным моментом семантического анализа. В
этой сфере семантических исследований сложилось несколько направлений, которые
условно можно разделить на две ветви [1 Панорама существующих направлений в
сфере семантических исследований достаточно полно освещена в статье Г.Тараевой
[116] и в работах других авторов [4; 141].]. Первая объединяет работы,
развивающие теорию семиотической триады знаковых типов (икон, индекс, символ) в
соответствии со спецификой музыкального искусства [4; 5; 74; 75 и др.]. Вторая
включает исследования, оперирующие различными, иногда авторскими терминами и
понятиями, обозначающими семантические образования, информационно насыщенные
отрезки текста. Например, Е.Чигарева [139] предлагает понятия семантическая
фигура и семантическая константа в отношении музыкального языка Моцарта;
Т.Дубравская [36] пишет о звуковых образах ренессансной мессы; С.Тышко [122],
говоря об образе Фаворского света в операх М.Мусоргского, вводит понятие
динамический компонент стиля; И. Барсова, разрабатывая проблему семантических
единиц под углом зрения этимологического анализа, задачей которого
исследователь считает выявление в интонации ее забытого смысла [13, 61],
оперирует понятием этема. С разных позиций все работы, так или иначе, решают
один вопрос: как, каким образом, посредством каких средств музыкального языка,
каких семантических единиц духовно-эстетическая сущность музыкального
произведения проясняется, становится явной в тексте.
Каждая из десяти рассматриваемых нами симфоний Брукнера имеет свою неповторимую
сонорную ауру, свой образ звучания. Однако в отношении симфоний Брукнера можно
говорить о неких устойчивых интонационных образованиях [2 Попытку дать образное
толкование отдельным мотивам брукнеровских симфоний, основываясь на методике
ассоциаций, предпринимает I.Krohn [151; 152; 153], за что его критикует
M.Wagner [161]. Добавим, что I.Krohn избирает в качестве смысловой единицы
краткий одноголосный мотив (в единичных случаях – в многоголосном изложении)
вне его контекстуальных связей и без учета его роли в
композиционно-драматургическом строении целого. ], или комплексах, которые
повторяются от симфонии к симфонии. За ними закрепляется свое семантическое
поле с определенным кругом значений, обусловленным оригинальной семантической
программой брукнеровских симфоний. Можно сказать, что данные образования
являются материально-звуковым (интонационным) воплощением ключевых смысловых
моментов семантической программы, отражением ее духа и характера. Они получают
выражение через комплекс отобранных средств музыкальной выразительности –
мелодических, тембровых, фактурных, гармонических, динамических и т.д., связаны
с определенной драматургической ситуацией. [3 Сходные явления, но с точки
зрения категории стиля, описывает С.Тышко [122] в контексте наблюдений над
воплощением образа Фаворского света в операх М.Мусоргского: “Вероятно, мы
сталкиваемся в оперных партитурах Мусоргского с некоей устойчивой и
повторяющейся данностью, в которой обнаруживается переход смыслового поля в
конкретный комплекс средств музыкальной выразительности, т. е. со стилевым
явлением. Но это явление – совсем новое для русской оперы, и оно “диалогично”
даже по отношению к новаторскому языку автора “Хованщины”. Поэтому
представляется уместным применить здесь термин “динамический компонент стиля”:
это “экспансия”, переход в стиль новых внемузыкальных смысловых сфер, ранее не
находивших музыкального воплощения в рамках данной традиции, и новаторское
обнаружение адекватных этим явлениям комплексов средств музыкальной
выразительности” [122, 424-425].] В силу их особой семантической нагруженности
(даже знаковости) и устойчивости применения в каждой симфонии, мы,
воспользовавшись термином Е.Чигаревой [139], назовем их семантическими
константами.
Итак, мы выделяем следующие семантические константы симфоний Брукнера:
возникновения, рождения;
широкого пространства;
восхождения, завоевания вершины;
торжественного провозглашения;
трагического провозглашения;
озарения-откровения;
тишины;
барочную аллюзию. [4 Мы предполагаем, что выявленные семантические константы
выступают устойчивыми смысловыми образованиями не только в симфониях Брукнера,
а могут встретиться в произведениях различных видов искусств, выступая некими
глубинными универсальными смыслами европейской Христианской культуры.]
Каждая семантическая константа образует свою парадигму, тем самым конкретная
реализация семантической константы в тексте будет обладать огромным
ассоциативным потенциалом, устанавливающим семантические парадигматические
связи за пределами данного текста. Это позволяет говорить о явлении Метатекста
в отношении симфоний Брукнера, дающего возможность прочитывать каждую симфонию
сквозь призму смысла, несомого Метатекстом.
Наличие устойчивых интонационных комплексов становится специфической чертой
симфонического стиля Брукнера, что, с одной стороны, органично вписывает его
симфонизм в общестилевые явления позднего романтизма, с другой, выделяет его на
фоне других композиторов. Для поздних романтиков характерно особое отношение к
звучанию оркестра как таковому, что наметилось уже в первой половине века в
творчестве Берлиоза. Можно сказать, что оно семантизируется, наделяется
определенным смыслом, обусловленным индивидуальной художественной концепцией
композитора. В этой связи интересной представляется мысль, высказанная
И.Барсовой в отно