Ви є тут

Вплив народних традицій на формоутворення предметно-просторового середовища сучасного житла (На прикладі країн Аль-Шама)

Автор: 
Хасан Мухаммад Салех
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U002216
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЖИЛИЩА
2.1.Особенности формообразования мебели и оборудования
Жилая среда отличается циклич­ностью и ритмичностью происходя­щих в ней
процессов. Она чутко реаги­рует на изменение потребностей семьи и каж-дого ее
члена, потребностей различных возрастных групп потре­бителей. Это требует учета
при проек­тировании социально-демографиче­ских характеристик семьи; изменения
ее состава, происходящего многократ­но на протяжении существования
про­ектируемого объекта; потребностей различных семей; взаимосвязи всех видов
деятельности; влияния ценност­ных ориентации че-ловека и различ­ных социальных
групп; влияния объек­та проектирования на психофизиоло­гическое состояние
человека и т. д.
Понимание особенностей восприя­тия пространства, форм мебели дает ключ к
визуальной организации ППС и формированию внешней формы каждого изделия в
отдельности.
Между социокультурными запро­сами общества и индустриальным про­изводством
существуют определенные противоречия. С одной стороны, не­обходимо создавать
художественные формы мебели с разнообразием смы­словых и эмоционально-образных
ее свойств, а с другой — требования ин­дустриального производства выну­ждают
проектировщика искать типо­вые решения на базе ограниченного количества
стандартных элементов. Это можно преодолеть, создавая методами промышленного
произ­водства нестандартное эстетическое целое из стандартных элементов.
Образцы прекрасных форм из ограниченного числа типовых элемен­тов мы встречаем
в природе. Поэтому сознательно или подсознательно в своем творческом поиске
проекти­ровщики заимствуют у живой приро­ды эти формы. Изучение и
исполь­зование принципов структурно-функ­циональной органи-зации живых си­стем
и принципов природного формо­образования в художест-венном про­ектировании
расширяет возможности создания новых форм и конст-руктив­ных решений мебели.
Глубокое эстетическое осмысле­ние новых и перспективных мате­риалов,
оригинальных конструкций способствует использованию их в ка­честве
выразительного средства худо­жественного проектирования. Создание
разно-образных форм ме­бели из ограниченного количества элементов
осуществляется по опре­деленным правилам взаиморасположении и соединений
составных ча­стей. Важное средство совершенство­вания многих типов и видов
изделий современного массового производст­ва — применение комбинаторного
ме­тода формообразования, позволяю­щего из многократно повторяющихся типовых
унифицированных элементов получать большое количество компо­зиционных решений.
Целостность творческой деятель­ности проектировщика обеспечивает общие
взаимосвязанные принципы системного подхода, а также свойства художественных
решений, проявляе­мые во взаимоотношении между от­дель-ными аспектами процесса
худо­жественного творчества. Качест­венную сторону творческого процесса по
формообразованию мебели харак­теризуют следующие свойства процес­са
художественного проектирования: связь формы и содержания; соотно­шение
уникального и типового; соот­ношение эстетического и стандартно­го; единство и
противоположность индивидуального и массового; взаимо­обусловленность
эстетического и ути­литарного; взаимоотношение субъек­тивного и объективного;
взаимосвязь персональности и имперсональ-ности; взаимоотношение
коммуникабельно­сти и конкурентности; взаимоотно­шение эстетического и
социального; взаимоотношение эстетического и экономического;
взаимообусловлен­ность эстетического и психофизиоло­гического; соотношение
эстетическо­го и коммуникативного; соотношение эстетического и
художественного.
Следовательно, основной метод процесса художественного проекти­рования —
преодоление противоречий между эстетическим и экономиче­ским, эстетическим и
стандартным, индивидуальным и массовым, персо­нальным и имперсональным,
уникаль­ным и типовым.
При формировании художествен­ных решений мебели важна пробле­ма процесса
творчества, раскрытие хода мышления проектировщика в творческом процессе.
Многовековой опыт человеческого развития под­тверждает, что ни один из
избранных художником способов решения той или иной творческой проблемы не может
считаться незыблемым и неприкосновенным, ибо нет такой вещи на свете, которую
нельзя было бы совершенствовать.
Понимание художественных форм мебели, полноты и цельности ее вос­приятия
зависят не только от самого объекта и профессионального мастер­ства
проектировщика, но и от потре­бителя: уровня его жизненного опыта,
худо-жественного вкуса, мировосприя­тия. От того, насколько возникший в
сознании потребителя художествен­ный образ адекватен задуманному
проектировщиком, зависит результат мастерства и творчества. Поэтому на стадиях
внешнего и внутреннего про­ектирования при поиске художествен­ного образа
проектировщику очень важно понимать и ярче выражать с помощью
архитектурно-художествен­ных средств содержательность, ви­зуальную целост-ность
и определен­ность разрабатываемых изделий. От мастерства проек-тировщика и его
творческих установок зависит в ко­нечном итоге вырази-тельность и
ком­фортабельность мебели, создание оптимальных условий жизне-деятель­ности
человека.
Потребность в мебели — одна из важ­ных социальных потребностей чело­века. Мир
предметов отражает чело­веческий мир, в материальных эле­ментах ППС
опредмечиваются со­циальные отношения людей. Если человек черпает все свои
знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого ми