Ви є тут

Православна заупокійно-поминальна традиція як феномен музичної культури

Автор: 
Осадча Світлана Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U002823
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
ЖАНРОВО-СТИЛЕВАЯ СИСТЕМА
ПОМИНАЛЬНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
2.1. Литургическая природа и условия эволюции
заупокойно-поминальной традиции
Вопрос о связи церковных песнопений с общим контекстом культуры приобретает сегодня особую актуальность постольку, поскольку признается и осмысливается первостепенная важность в данном контексте культуры литургической или культуры как литургического феномена. Полемика по литургическим вопросам (и порой очень острая полемика) - явление нередкое; в дискуссию включаются не только профессионально подготовленные богословы или священнослужители, но и представители церковной и околоцерковной общественности - журналисты, поэты, историки, филологи, писатели, и, разумеется, музыковеды. Однако часто полемизирующие стороны отличаются весьма смутными представлениями о природе многих литургических явлений.
Литургия как богообщение, как чинопоследование может быть рассмотрена как традиция, как своеобразный заместитель культуры, ее "знак" и, таким образом, она может быть рассмотрена как знаковая система и ценностно-смысловой комплекс. О. Павел Флоренский вводит определение человека как человека литургического (homo liturges) и считает, что в этом своем качестве человек способен к производству святынь; подобная деятельность человека может претендовать на центральную, так как выражает целокупность и сокровенность человеческого бытия. В целом Флоренский называет три рода человеческой деятельности, соответственно созданию "инструментов", "машин", "святынь". "Художество" он рассматривает как возможную характеристику всех трех, но считает, что полнее и ярче всего оно проявляется в деятельности литургической [239]. С. Аверинцев говорил о существовании "православного литургического чувства", которое является механизмом для восприятия богослужения как целого [3, с. 431].
Слово литургия образовано от греческого слова ??????????, означающего "общее дело". И поскольку литургия занимает центральное место в цельном кругу богослужений Православной Церкви, то и все, что относится к богослужению, имеет литургическую природу. Ранее наука, занимающаяся всеми видами богослужения, называлась "литургией" (сегодня эта наука называется "литургика"). В западной церкви подобная дисциплина называется "рубрицистикой", но даже на уровне понятий существует явная разница между ними. "Рубрицистика" изучает рубрики, отделы богослужения и скорее отвечает на вопрос "как?" необходимо совершать богослужение. Современная "литургика" (тем более древняя "литургия") отвечает на вопрос "что?" есть богослужение, какова его суть [168].
Для всестороннего рассмотрения поминального богослужения, в том числе и литургической природы поминальных песнопений, необходимо охарактеризовать некоторые исторические особенности христианского учения и роль богослужебного пения в нем.
Христианское богослужение с момента его появления всегда сопровождалось пением. Начало христианского церковного пения, как и начало христианского богослужения, освящено примером самого Христа, который окончил Тайную Вечерю пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф.26, 30). Св. Иоанн Златоуст сказал: "Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом".
С этого времени пение становится неотъемлемой частью христианского богослужения. Заботу о лучшем устройстве, упорядочивании и систематизации церковного пения проявляли многие отцы церкви (Иоанн Златоуст, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин и др.) [149; 194]. Особо выявилось это в период проведения Вселенских соборов, постановления которых придали церковному пению определенное устройство, твердые начала, ясный характер и соответствующее христианскому богослужению духовное осмысление. В IV веке обустраивалось все чинопоследование христианской церкви. Так, например, еще Апостолы в своих посланиях и постановлениях дали некоторые указания на то, что надлежит петь христианам на молитвенных собраниях и как именно должно пониматься и совершаться богослужебное пение. Апостол Павел говорит: "Исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих, и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви" (Еф. 5, 19); "Вся же благообразно и по чину да бывают" (1 Кор. 14, 40). Следы тех же забот о насаждении пения находим и в так называемых "Апостольских постановлениях". Так, в кн. II, гл. 57 сказано: "...после двух чтений из (ветхозаветных) книг кто-либо другой пусть поет псалмы Давида, а народ да повторяет голосно концы стихов".
Отсюда ясно, что в богослужебное пение христиан должны были входить, во-первых: псалмы Давида, составлявшие еще у евреев самое употребительное пение; во-вторых - пение, или, по греческому подлиннику, гимны; в-третьих, песни духовные. Следовательно, еще в апостольские времена были сформированы первые виды (или жанры) духовных песнопений.
Под псалмами Давидовыми понимаются определенные псалмы Псалтири, которые могут петься полностью, либо избранные стихи того или иного псалма, из которых составляются отдельные песнопения. Псалтирь - это общее достояние древних иудеев и христиан. Псалмы у древних иудеев делились по содержанию на псалмы хваления, покаяния и моления. Они были поэтическим фоном ветхозаветного богослужения, таковыми остались и для новозаветного христианского богослужения. Древняя поговорка гласила: "скорее солнце не взойдет, чем Псалтирь умолкнет в келии монаха" [16, с. 22-23]. Псалтирь рано начала употребляться христианами, точнее сказать, она никогда не переставала употребляться. Лаодикийский собор своим 17 правилом предписывает пение псалмов не подряд, а в соединении с другими молитвами и чтениями. Отсюда можно сделать вывод, что уже тогда существовал какой-то порядок, расписание чтений из Псалтири. Более поздние "Апостольские постановления" знают особые утренние псалмы, положенные для чтения на утрени, и вечерний псалом (пс. 140: "Господи, воззвах к Тебе...", встречаемый сегодня нами на каждой вечерне, как начальные стихи каждого гласа). В VI веке на воскресной вечерне предписыва