Ви є тут

Формування структури підготовленості важкоатлетів високої кваліфікації в процесі довгострокової адаптації до фізичних навантажень

Автор: 
Довгич Олександр Олександрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U004318
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методология и методы исследования
В качестве методологической основы исследований в работе использовались принципы системного подхода, конкретизированные в биологических и педагогических исследованиях в виде теории функциональных систем [5, 170], концепции сопряженного развития физических качеств, совершенствования спортивной подготовки [133, 134], управления движениями [13-16, 35, 140] и др.
Целесообразность применения принципов системного подхода базировалась на том, что доминировавший в исследованиях многих авторов аналитический подход не позволил им подойти к освещению структуры подготовленности как к системе, в которой, многовариантность соотношений и взаимосвязей составляющих ее компонентов (определяемых возрастом, полом, квалификацией, уровнем тренированности, весовой категорией и другими факторами), определяет разнообразие способов обеспечения высокого спортивного результата.
Теория функциональных систем сформировала "концептуальный мост между теми фактами, которые получаются при изучении явлений у целостного организма, и теми, которые получаются при тонком аналитическом эксперименте..." (П. К. Анохин, 1975, стр. 19).
Выделяясь из множества направлений системного подхода, теория функциональных систем определяет в качестве единого системообразующего фактора - результат системы и дает конкретные системные механизмы: афферентный синтез и принятие решения, акцептор результатов и программу действия [5].
В контексте оценки структуры подготовленности тяжелоатлетов, резервных возможностей их моторной системы системному анализу были подвергнуты: уровень развития, соотношение и взаимосвязи отдельных морфометрических параметров, двигательных качеств, особенности управления движениями различной координационной структуры.
Освещение вопросов организации компонентов структуры подготовленности тяжелоатлетов в целостную систему специализированного двигательного действия возможно с учетом взаимосвязей составляющих ее компонентов, иерархии, координации, субординации [5, 14, 170] при достижении спортивного результата, а также комплексно и с привлечением современного математического аппарата.
Системный подход определил адекватные методы статистической обработки, анализа и интерпретации полученных результатов, в том числе и с позиций отражения ими резервных возможностей двигательной системы тяжелоатлетов.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью общепринятых и специально разработанных методов исследования.
В работе использованы следующие методы исследования:
Изучение и анализ научно-методической литературы.
Педагогический эксперимент с использованием инструментальных методов исследования:
- электромиография;
- тензодинамография;
- регистрация динамических и кинематических параметров движения (исследовательский комплекс REV-9000);
- кистевая динамометрия;
- треморометрия.
Методы педагогического тестирования:
- теппинг-тест;
- ходьба по прямой линии на точность в условиях сенсорной депривации;
- воспроизведение 10-сантиметровой линии на бумаге при наличии и отсутствии зрительной и слуховой обратной связи.
Методы математической статистики.
2.1.1. Изучение и анализ научно-методической литературы
Было изучено и проанализировано 245 литературных источников, в том числе 37 иностранных.
Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения состояния проблемы формирования оптимальной структуры подготовленности тяжелоатлетов, исследования взаимосвязи компонентов структуры физической подготовленности тяжелоатлетов и параметров движений различной координационной структуры. Обзор литературных данных представлен в первой главе. Он показал недостаточную изученность поставленной проблемы и подтвердил необходимость системного подхода к вопросу формированию структуры подготовленности тяжелоатлетов в процессе долговременной адаптации к физическим нагрузкам.
2.1.2. Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент состоял в выполнении спортсменами различных тестовых упражнений (выпрыгивания, тестирования уровня физической подготовленности на комплексе REV-9000, выполнении специфических упражнений - рывка штанги на тензодинамометрической платформе и ряда других) с регистрацией скоростно-силовых, временных, пространственных показателей и отдельных показателей функциональной подготовленности, позволивших дать комплексную оценку структуры подготовленности тяжелоатлетов в зависимости от весовой категории, квалификации, возраста.
Изучение закономерностей формирования оптимальной структуры подготовленности тяжелоатлетов осуществлялось на основе сопоставления показателей их физического и функционального состояния в процессе повышения спортивной квалификации, весовых категорий, изменяющихся на фоне многолетнего педагогического процесса. Анализ данных в динамике подготовки к чемпионатам Украины, Европы, мира, Олимпийским играм позволил построить динамические модели, отражающие направленность совершенствования структуры подготовленности спортсменов в процессе повышения их спортивного результата. В качестве оценочных критериев использовались абсолютные и относительные результаты в тестовых и соревновательных упражнениях, качество двигательного регулирования при управлении специфическими и неспецифическими упражнениями различной степени сложности и уровней регулирования (Н.А. Бернштейн, 1947).
Такой подход позволил сопоставить полученные в процессе эксперимента показатели с реальными спортивными результатами спортсменов; уточнить критерии, определить ведущие факторы структуры подготовленности, определяющие результат в тяжелоатлетическом двоеборье; разработать оценочные и прогностические модели, в том числе, математические модели управления движениями в процессе повышения резервных возможностей моторной системы и спортивного результата, то есть, повышения уровня тренированности.
Сравнение резуль