Ви є тут

Техніко-тактична підготовка дзюдоїстів високого класу на основі аналізу модельних характеристик

Автор: 
Ананченко Костянтин Володимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U000630
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Планирование и выполнение данного исследования осуществлялось с учетом основных
положений теории функциональных систем П.К. Анохина [6]; теории адаптации
человека, изложенной в работах В.Н. Платонова [139] и М.Г. Пшенниковой [145],
теории управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов В.Н.
Платонова.
Выбор методов исследования производился с учетом рекомендаций В.Г. Алабина [2],
Н.А. Олейника, А.И. Приходько [121], А.С. Ровного, В.П. Филина [101], В.Г.
Семенов [185] и др..
Математическая обработка статистических данных производилось по методикам,
изложенным в работах Н.А. Масальгина [94], С.В. Начинской [111], В.П. Филина
[185] и др. [125, 126].
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы такие методы:
1. Теоретический анализ и обобщения данных научно-методических литературных
источников, поиск и использование информации глобальной компьютерной сети
Internet.
2. Педагогические наблюдения, опрос (беседа с тренерами и спортсменами,
анкетирование).
3. Анализ видеоматериалов и соревновательной деятельности борцов.
4. Метод тестов.
5. Метод экспертных оценок.
6. Педагогический эксперимент.
7. Математическая статистика.
8. Хронометрирование.
9. Моделирование.
Теоретический анализ и обобщение данных научно-методических литературных
источников, поиск и использование информации глобальной компьютерной сети
Internet. Проводился в процессе изучения состояния вопроса, формирования
рабочей гипотезы, определения цели исследования, составления экспериментальной
программы и обсуждения полученных результатов.
Основное внимание уделялось изучению соревновательной деятельности борцов. На
основании анализа соревновательной деятельности лучших борцов нами
разрабатывались модельные характеристики технико-тактической подготовки.
В ходе исследований были изучены структурные компоненты соревновательной
деятельности и их динамика в ходе состязаний, а также причины, определяющие их
изменение.
Особое внимание уделялось анализу техники, стратегии и тактики соревновательной
деятельности спортсменов.
Изучались также труды по смежным дисциплинам: физиологии, биохимии, медицине.
Педагогические наблюдения, опрос (беседы с тренерами и спортсменами,
анкетирование) педагогические наблюдения проводились в реальных условиях
учебно-тренировочного процесса и соревнований борцов на протяжении всех этапов
исследований. Объектами наблюдения являлись соревновательная деятельность,
поведение спортсменов в процессе тренировочных занятий и соревнований. С их
помощью визуально определялись переносимость тренировочных и соревновательных
нагрузок. В целом они дали значительный объем информации о состоянии
спортсменов на всех этапах исследования. Изучались структурные компоненты
соревновательной деятельности борцов и их динамика в ходе состязаний в
зависимости от складывающихся обстоятельств и уровня подготовленности.
В педагогические наблюдения вошли рекомендации изложенные в работах Арзютов
Г.Н. [8], А.В.Соловей [164], Свищев И.Д. [158], Путин В.В., Шестаков В.Б.,
Левицкий А.Г. [144], Пилоян Р.А., Курбанов Х.К. [133], Новиков А.А., Шустин
Б.Н. [113], Еганов А.В. [48] и др.
Беседы с тренерами и спортсменами проводились для уточнения данных, полученных
при изучении литературных источников, о содержании соревновательной
деятельности и методике оперативного и долгосрочного управления ею. Кроме того,
в процессе бесед были определены подходы к решению вопросов управления,
отражающие индивидуальные особенности тренеров и спортсменов.
На основе опроса определены основные объекты моделирования в дзюдо, это базовые
технико-тактические действия в наиболее типичных ситуациях; единоборство с
представителями различных стилей борьбы; специфика соревновательной нагрузки и
параметры соревновательной деятельности на этапе непосредственной подготовки к
соревнованиям.
Анкетирование и интервьюирование, проводимое с целью углубленного изучения
состояния данной проблемы, проводилось с сентября 2002г. по июнь 2005г. Всего
было опрошено 40 респондентов. Предложенная нами анкета включала следующие
вопросы:
1) Количество выполняемых технико-тактических действий в стойке во время
тренировочного процесса.
2) Количество выполняемых технико-тактических действий в стойке на
соревнованиях в финальной части соревнований.
3) Количество выигранных встреч на соревнованиях.
4) Время схватки в финальной части соревнований.
5) Время борьбы за захват.
6) Время борьбы в партере, стойке.
7) Выполнение приемов в левую и правую сторону (в %).
Помимо анкеты нами была разработана индивидуальная карточка спортсмена,
испытуемым предлагалось раскрыть следующие вопросы:
1. Ф.И.О.
2. Вес в килограммах.
3. Спортивный разряд.
4. Год рождения.
5. Стойка в борьбе.
6. Передвижение дзюдоистов по татами.
7. Темп встречи по минутам 1 – 5 минута.
8. Выполнение технико-тактических действий: - влево; - вправо; - вперед-назад
(в %).
9. Эффективность атаки в стойке и в борьбе лежа (в %).
10. Оценки, полученные в соревновательном поединке (кока, юко, ваза-ари,
иппон).
11. Проигранные соревновательные поединки по мнению судей (в %).
Анализ видеоматериалов и соревновательной деятельности борцов были изучены
видеозаписи финальных, полуфинальных схваток и схваток за 3-место борцов дзюдо,
участников Олимпиад 1996 и 2000, 2004 г.г.
Кроме того, были проанализированы видеоматериалы Чемпионатов Мира 1997 и 1999
г.г., а также Чемпионатов Украины 1997, 1998, 1999 и 2000 г.г.
Основное достоинство видео метода состоит в том, что к анализу можно приступать
немедленно после видеосъемки, процедура, которой достат