Ви є тут

Розвиток механізмів управління економічною стійкістю функціонування морських портів регіону.

Автор: 
Ковалевич Володимир Миколайович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U004986
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ
2.1. Подходы к раскрытию экономической роли морских портов в регионе
Украина, обладая самым большим в Азово-Черноморском регионе количеством морских портов, в последнее время теряет свои позиции как транзитное государство из-за неопределенности в государственной политике относительно развития портов и их управления. Принимая во внимание существующее положение портовой отрасли Украины - очевидно, что вопрос о реформировании системы управления портами на сегодня является одной из наиважнейших проблем государственной безопасности Украины и ее стратегии развития как транзитного государства [80] .
Необходимость проведения реформы управления портовой отраслью Украины на сегодня остра как никогда. Дальнейшее затягивание этого вопроса может привести к необратимым последствиям как в техническом отношении (износ портового оборудования) так и в экономическом (потеря портами своих конкурентных позиций по отношению к портам соседних государств). Но, подходя к реформированию отрасли, государство обязано, изучив мировой опыт в этом отношении и принимая во внимание собственные ошибки, связанные с изменениями системы управления, выработать такую модель управления, при которой порты получат возможность стабильного развития и наращивания своего потенциала при безусловном сохранении государственных интересов [49].
Региональный аспект экономической роли морских портов можно рассматривать с двух уровней: государственного и местного. С позиций государства, которое взяло курс на открытую экономику, переориентацию хозяйственных связей, изменение направлений в объемах товаропотоков, роль морских портов значительно повысилась.
Избранный курс на интеграцию Украины в общеевропейскую и мировую транспортную систему требует коренного преобразования системы морских портов и морского транспорта как в технико-технологическом, так и законодательно-правовом аспектах. Необходимо привести морские порты и всю транспортную систему к европейским стандартам [43]. Это, прежде всего, относится к пограничным и таможенным проходным пунктам, их техническому и сервисному оснащению, обеспечивающему быструю, оперативную деятельность. Самой важной региональной проблемой развития морских портов АР Крым является создание системы международных морских транспортных коридоров [67, 143].
Развитие украинской портовой инфраструктуры должно быть направлено на увеличение конкурентоспособности транзитных международных перевозок, снятия ограничений внешнеторговой деятельности страны из-за неудовлетворительных условий перевозок, из-за высокой их стоимости, из-за отсутствия привлекательности портовых комплексов.
Таблица 2.1
Доля объемов грузоперевозок и пассажироперевозок транспортным комплексом АР Крым в транспортных услугах Украины, % [123].
20002001200220031. Грузоперевозки1.1. Автомобильный транспорт 1,71,91,82,11.2. Железнодорожный транспорт8,68,17,99,21.3. Морской транспорт7,27,98,89,72. Пассажирооборот 2.1. Автомобильный транспорт4,15,95,06,92.2. Железнодорожный транспорт 6,57,69,910,12.3. Морской транспорт 1,11,21,92,0
Экономическая роль морских портов Крымского региона может быть выявлена на основе показателей доли грузооборота и пассажирооборота в объеме транспортных услуг Украины [5, 153]. По данным, представленным в таблице 2.1 можно сделать вывод, что когда рассматривается доля транспортного комплекса Автономной Республики Крым в транспортных услугах Украины, морской транспорт АР Крым имеет определенное значение. Однако только по указанным показателям не предоставляется возможным в полной мере оценить вклад в экономику региона морского транспорта. Решая поставленную задачу по выявлению роли морских портов в экономике региона, следует учитывать технологию транспортных услуг, и одновременно, особенности морских портовых систем, как элемента хозяйствования с учетом географических характеристик региона. Недостаточно оценивать роль региона по таким показателям как фондоотдача, фондовооруженность, производительность труда [16] (табл. 2.2):
Таблица 2.2.
Экономические показатели деятельности морских портов Украины 2003 г.

Показатели Морские порты УкраинаМорские порты
АР КрымФеодосийский морской торговый порт1.Фондоотдача, грн/грн 1,62 1,410,942.Фондовооруженность труда, тыс. грн/чел 91,9 93,6259,63.Производительность труда, тыс. приведенных т/км /чел 149,3 131,656,0
Морские порты являются бюджетообразующими предприятиями региона, хотя судить по вкладу в бюджет морскими портами как показателе их роли в регионе не достаточно.
В экономической литературе выдвигается методический подход построения интегрированных (сводных) индикаторов, с помощью которых можно судить о роли предприятий в регионе [16, с.45]. Автором указанной работы оценочные показатели подразделяются на базовые и общие в зависимости от значимости с позиций отображения цели. На основе оценочных показателей рассчитываются стандартные оценки в баллах, их сумма представляет обобщенные показатели для расчета удельного веса, характеризующего соотношение уровней развития порта и региона.
К общим показателям относят [30] инвестиционную деятельность, прирост занятости и фонда оплаты труда, расчеты с бюджетом. Базовый блок включает такие показатели как производственная деятельность, инновационная деятельность, внешнеторговый оборот, реализация экологических программ.
Оценка эффективности деятельности портов в контексте регионального развития основывается на сравнительном анализе трех уровней: результаты функционирования самого порта (Z), результаты функционирования региона (Y), и результаты функционирования региона за исключением порта (X).
Для обеспечения сопоставимости результирующих значений все расчеты проводятся в стандартных бальных оценках [19] (G):