Ви є тут

Соціокультурний контекст становлення та розвитку підприємництва в Україні

Автор: 
Комих Наталія Григорівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U000870
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В разделе рассматриваются социокультурный контекст становления
предпринимательства в экономически развитых странах, особенности генезиса
украинского предпринимательства, социокультурные условия и факторы,
способствующие и препятствующие развитию предпринимательства. Исследуются
структурные компоненты предпринимательской субкультуры на основе анализа
результатов эмпирических исследований.
2.1. Социокультурный контекст формирования предпринимательства в экономически
развитых странах
Исходя из принципов антропосоциетального соответствия и взаимопроникновения
культуры и социальности, которые являются основополагающими в применяемом нами
социокультурном подходе, обратимся к анализу социокультурного контекста
предпринимательства в экономически развитых странах. В каждой стране
предпринимательство как явление имеет свою историю формирования,
социокультурные особенности, формы легализации, создавшие основу для выделения
в обществе определенного типа личности - предпринимателя. Украинский социум
находится на той стадии социально-исторического развития, когда
активизировались процессы становления предпринимательства как явления и
формирование нового типа личности в обществе. Особая роль в этих процессах
принадлежит малому предпринимательству. Актуальность выбранного подхода
обусловлена попыткой понять природу малого предпринимательства как особого
уклада и нового социокультурного явления в украинском обществе; выяснить,
насколько это явление самобытно и приемлемо для украинской культуры и
менталитета.
Предпринимательская деятельность в различных своих проявлениях была известна
еще с древних времен, однако статус экономической категории приобрела лишь в
начале индустриальной эпохи в XVll веке. Ценности предпринимательства и его
социокультурные особенности всегда зависели от конкретной исторической
ситуации, складывающейся в результате взаимодействия различных факторов
развития общества.
Для каждой конкретной эпохи характерны свой уровень развития производства,
социально – экономических отношений, характер экономической среды. Культура
предпринимательства формируется как ответ на запрос общества и индивидов,
занимающихся предпринимательской деятельностью. Постепенно возникает
потребность в передаче ценностей и опыта последующим поколениям. Поэтому, как
отмечает В.Макеева: «Генезис и развитие культуры идут как целостный процесс с
усвоением и сохранением ценностей прошлого, трансформацией и обогащением их в
настоящем и передачей этих ценностей как исходного материала для культуры
будущего» [82, с.14].
Формирование культуры в обществе тесно связано с материальным производством,
социальными и политическими структурами. В процессе развития культуры
предпринимательства в обобщенном виде можно выделить несколько основных
факторов: общечеловеческие и национально–культурные ценности; религиозные
стереотипы образа жизни населения в конкретной стране; культурные образцы
хозяйственного поведения; нормы и образцы взаимодействия субъектов
предпринимательской деятельности; природно-географические особенности. Эти
компоненты тесно переплетаются в процессе функционирования и обуславливают
существование всех элементов и сфер общества, его дальнейшее развитие.
В ходе исторической эволюции общества складывались различные модели культуры
предпринимательства в зависимости от социальных, духовных и религиозных
параметров конкретной эпохи. Исходя из этого, культура предпринимательства в
своем развитии прошла три этапа: добуржуазный, буржуазный (индустриальный),
постиндустриальный. Аналогично трем этапам формирования культуры, Б.Ерасов
рассматривает в макросоциологическом плане типы социальности как особые
социокультурные суперсистемы, в которых согласуются духовное воспроизводство,
т.е. культура и материальное производство. Он выделяет
доиндустриально–традиционный, индустриально-капиталистический и
постиндустриальный типы социальности [51, с.93]. Для каждого типа социальности
характерны социокультурные особенности, определенные культурные ценности и
представления. Таким образом, с помощью типов социальности возможно
рассмотрение социокультурного контекста предпринимательства в экономически
развитых странах в различные эпохи. Охарактеризуем их в контексте развития и
смены эпох общественного становления.
Стартом эволюции культуры предпринимательства является индустриальная эпоха,
которой свойственен доиндустриально-традиционный тип социальности. Начало этого
период связывают с промышленной революцией в Англии. Вследствие революции
появились мануфактуры, произошло общественное разделение труда, развитие
фабричного производства, индустриальных технологий. В результате перехода от
присваивающего к производящему хозяйству постепенно отделяется трудовая
деятельность.
В этот период начинает складываться добуржуазная (традиционная)
предпринимательская культура. Ее важнейшей и характерной особенностью является
связь индивида и группы, приоритет межличностных связей. Индивид
социализируется и функционирует как член корпорации, осознает себя через
участие в ней, пользуется ее защитой и поддержкой, может претендовать на долю
общей собственности, имеет права и привилегии.
В хозяйственной деятельности проявляются отношения локальной солидарности типа
разделение окружающих на “своих” и “ чужих”. К “своим” необходимо проявлять
лояльность, оказывать качественные услуги, предоставлять скидки. П