Ви є тут

Дискурсний аналіз проповіді як морально-духовного жанру словесності (на матеріалі православної Різдвяної проповіді)

Автор: 
Кот Сергій Олександрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U002637
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел II. Языковые особенности Рождественской проповеди.
2.1. Собственно вербальный уровень
2.1.1. Фонетические особенности Рождественской проповеди
Фонетические особенности Рождественской проповеди связаны, в первую очередь, с
устной формой ее реализации, что характерно для публицистического стиля в
целом. Исследуя связь устной и письменной форм речи, Винокур Т.Г. отмечает, что
«для функционально-стилистических разновидностей одна из форм (устная или
письменная) всегда является наиболее характерной, органичной, естественной»
[62,170]. И в этом смысле для проповеди, безусловно, устная форма реализации –
первичная, а письменная – вторичная, отраженная, воспроизведенная. Ряд ученых,
изучающих разговорный стиль, отмечают то, что зафиксированная на письме речь
вызывает непроизвольное желание внести поправки в соответствии с письменными
нормами… «мы говорим не так, как пишем» [249,15]. Данное положение не находит
своего подтверждения относительно письменной фиксации проповеди; речь
проповедника отражается на письме именно в том виде, в каком она произносится.
Это объясняется тем, что язык Церкви отличается от повседневного языка
обывателя. Различия отмечаются практически на всех языковых уровнях.
Стилистические особенности Рождественской проповеди на фонетическом уровне
характеризуются, прежде всего, интонацией, паузированием, логическим ударением
и темпом.
Стилистическая функция интонации вытекает из возможности интонационного
варьирования одного и того же синтаксического значения. Вопрос о взаимосвязи
синтаксических и интонационных значений еще не изучен окончательно, поэтому
здесь излагается одна из возможностей его решения на примере проповеди.
Прежде всего, используется все богатство и разнообразие интонации. Каждому
жанру устной публицистики свойственно своё произношение: от книжного
нейтрального до книжного торжественного. Жанру праздничной проповеди
свойственно книжное торжественное произношение.
Владение литературным языком, правильным произношением, интонационным рисунком
– одно из требований, предъявляемых священнику. Интонация, являясь осознанным,
преднамеренным средством воздействия на слушателя с целью вызвать у него
определенную эмоциональную и волевую реакцию, как нигде наделена данной
функцией в проповеди. Разнообразная интонация, в частности вопросительная,
утвердительная, восклицательная, широко представлена в Рождественской
проповеди: Где должно родиться Христу?» - задавали вопрос люди, имевшие
мессианские обетования, до пришествия в мир Христа Спасителя. Это пророчество –
Божественное. Нашли ли Его волхвы? – Нашли. Нашел ли Его Ирод? – Не нашел,
потому что искал притворно, искал с заранее спланированными злыми намерениями,
боясь конкуренции в земном владычестве [64,61]; Нам необходимо не только
радоваться, но и устремляться к Богу умом и сердцем. Христос явил на земле и
высочайшую любовь, и истинное смирение, выразившееся в послушании Отцу
Небесному даже до крестной смерти [64,59].
Существует два интонационных типа, которые традиционно выделяются как
фонологически противопоставленные. Один тип – интонация нисходящего тона, или
нисходящая интонация, - передает значения законченности и независимости, другой
тип – восходящая интонация – передает значения незаконченности и зависимости.
Эти два интонационных типа служат для передачи синтаксических значений, которые
сводятся в конечном счете к тем же двум смысловым оппозициям. В арсенале
нисходящего и восходящего интонационного тона находится целый ряд разнообразных
по интонационному контуру фигур, используемых для передачи той или иной
синтаксической конструкции. Они реализуют в речи основное синтаксическое
значение, конкретизируют его и сообщают ему добавочное значение. В роли таких
модификаций основного тона могут выступать получившие широкое распространение
интонационные конструкции (ИК) Е.А. Брызгуновой [Грамматика 80,35]. Так, в
пределах нисходящего тона оказываются ИК-1, ИК-5, а в пределах восходящего –
ИК-3, ИК-4, ИК-6. Особое место занимает ИК-2, которая в силу своей структурной
обособленности (наличие динамического ударения, передающего характер
выделенности) имеет в этой оппозиции нейтральное положение и может выступать в
функции как восходящего, так и нисходящего тона. Выбор того или другого
интонационного варианта обусловлен синтаксическими причинами: в самой
синтаксической конструкции предусмотрена либо однозначность интонационного
оформления, либо возможность варьирования. Кроме того, в самой же конструкции
заложен явный или скрытый характер синтаксических значений законченности и
зависимости – отсюда исходит ограничение или, наоборот, свобода в выборе
интонационного варианта, отсюда и право читающего средствами интонации
подчеркнуть тот или другой смысл.
Стилистическая функция интонации определяется через выявление для каждой
синтаксической конструкции стилистически или экспрессивно окрашенных ИК на фоне
стилистически нейтральных. Иногда в одних и тех же синтаксических условиях
происходит перераспределение нейтральных и окрашенных ИК. Кроме синтаксических
причин возникновения вариативности интонации, есть еще чисто стилистические
причины. Речь идет о несобственном (непрямом) употреблении интонационных типов.
Если варианты интонации обусловлены синтаксическим строем предложения, то они
имеют характер нейтральный или окрашенный в стилистическом, модальном или
экспрессивном отношении. Если же варианты вызваны непрямым употреблением
интонации, то они всегда ненейтральны, выступают как яркое стилеобразующее или
экспрессивно-модальное средство. Отклонение от нейтрального вы