Ви є тут

Художній символ в буденній свідомості

Автор: 
Тімохов Олександр Володимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U004648
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ В ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ 86
2.1. Возникновение и формирование художественного символа в обыденном
сознании 86
2.2. Функции художественного символа в обыденном сознании 110
2.3. Взаимодействие художественного символа и обыденного сознания 134
ВЫВОДЫ… 167
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 172

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Наряду с достаточно большим, накопленным в научной
литературе, опытом исследования феноменов символа и обыденного сознания,
которые, в отдельности рассматривались с позиций общей и социальной философии,
культурологии, теологии, семиотики, информатики и др., далеко не многие из
исследователей выделяли и рассматривали с философских позиций художественный
символ, как отдельный вид символа, и, тем более, не ставили целью
социально-философское исследование процесса взаимодействия между художественным
символом и обыденным уровнем общественного сознания. А вместе с тем, это
взаимодействие, имея большой потенциал, может оказывать достаточно значительное
влияние на трансформацию целого спектра мировоззренческих, аксиологических и
других установок в обыденном сознании, что, в свою очередь, в значительной мере
влияет на формирование общественного сознания, и не только на обыденном
уровне.
Особенную остроту эта проблема приобретает в контексте коренной трансформации
общественного сознания, связанного с изменением экономического и политического
строя нашего общества, а также изменений ценностных ориентаций, что ведет к
значительной модификации общественной жизни на всех ее уровнях, в том числе и
на обыденном.
Данные процессы все чаще привлекают внимание исследователей к изменениям не
только в социальной, но и в социокультурной сфере. В связи с этим, особенную
актуальность приобретает философское осмысление и анализ, как отдельных
феноменов, формирующих общественное сознание, так и характера их
взаимодействия.
Одним из, безусловно, актуальных направлений подобных исследований является
изучение процесса взаимодействия между художественным символом и обыденным
уровнем общественного сознания. Имеется в виду взаимодействие между
художественным символом, одним из средств художественной выразительности,
образного мышления, чувственно-эмоционального и эстетически обусловленного
отображения действительности, который мы также понимаем, как отдельный вид
символа, являющийся базовым элементом художественной культуры и составляющим
основу её семиотической структуры, и обыденным сознанием, которое является
первичным уровнем освоения окружающей действительности, основанным на отражении
обыденного бытия.
В настоящее время эта тема актуальная не только в связи с изменением уклада
жизни в нашей стране, но и в связи с всеобъемлющими глобализационными
процессами, в частности глобализацией культуры. В сущности, в данный момент
наше общественное сознание подвергается массированной интервенции, объектом
которой, прежде всего, является массовое сознание, а через него и обыденный
уровень общественного сознания. Большую роль в данном процессе выполняют такие
инструменты влияния, как кино, телевидение, шоу-бизнес, Интернет. Таким
образом, перед обществом стоит задача не только в формировании и формулировке
современной национальной идеи, но и в ее внедрении в общественное сознание, в
том числе и с помощью ярких, конкурентоспособных художественных символов,
способных активно влиять на социокультурную ситуацию в обществе и
способствовать сохранению национальной культуры. Именно это обусловило
постановку научной задачи, суть которой заключается в исследовании процесса
взаимодействия художественного символа и обыденного сознания.
Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертация выполнена в
рамках плановой тематики кафедры философии и социологии Южноукраинского
государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского
“Инновационность в методологии и технологии научного и социального познания”
(утверждено на заседании ученого совета университета, протокол № 5 от
25.12.1997 г.) и является одним из ее аспектов в ракурсе социально-философского
исследования особенностей взаимодействия художественного символа с общественным
сознанием, в частности с его обыденным уровнем.
Объект исследования – художественный символ в общественном сознании;
Предмет исследования – взаимодействие художественного символа и обыденного
сознания;
Цель исследования – социально-философское осмысление взаимодействия
художественного символа и обыденного сознания.
Цель исследования обусловила постановку более конкретных задач:
рассмотреть обыденное сознание как отдельный уровень общественного сознания;
эксплицировать художественный символ как отдельный вид символа;
проследить становление художественного символа в недрах обыденного сознания, а
также процессы его перехода на обыденный уровень;
проследить процесс распространения художественного символа в формах обыденного
сознания;
рассмотреть функции, выполняемые художественным символом в обыденном сознании;
исследовать степень и способы влияния художественного символа на
трансформационные процессы в обыденном сознании.
Методы исследования. Исследование осуществлено с помощью нескольких общенаучных
методов. Диалектический метод позволил проследить взаимоотношения
художественного символа и обыденного сознания в развитии и взаимодействии;
семиотический подход дал возможность выделить художественный символ среди
других подобных структур и определить его место в культурно-семиотическом
пространстве; структурный подход дал возможность определить место обыденного
уро