Ви є тут

Організація обліку та аудиту на підприємствах малого бізнесу

Автор: 
Бойченко Наталія Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U004786
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО
БИЗНЕСА
2.1 Формирование системы бухгалтерского учета и учетной политики на малых
предприятиях
Эффективная система бухгалтерского учета для малых предприятий, прежде всего,
должна позволить быстро подготовить финансовую отчетность, а также обрабатывать
учетную информацию с минимальными затратами.
Согласно Закону система учета на малых предприятиях может включать в себя
различные формы учета, такие как: журнально-ордерная и упрощенная, содержащая
несколько вариантов [5]. Субъекты малого бизнеса могут применять типовой План
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий
или на его основе разрабатывать собственный рабочий план счетов, который
позволит вести учет имущества и его источников в регистрах бухгалтерского учета
на основных счетах.
Начальным этапом учета на малом предприятии является сплошное документирование
всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной
учетной информации. Субъекты малого предпринимательства могут применять для
документирования типовые формы первичной документации, а также формы,
самостоятельно разработанные применительно к типовым формам, содержащие
обязательные реквизиты.
Таким образом, при выборе формы учета необходимо: во-первых, изучить
особенности деятельности предприятия и потребности пользователей, то есть
определить факторы, влияющие при этом выборе; во-вторых, осуществить
непосредственно выбор и разработку формы учета; в-третьих, осуществить
внедрение избранной формы учета.
Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
заключаются в том, что они могут применять упрощенную форму бухгалтерского
учета, порядок ве­дения, которой установлен Приказом Министерства финансов
Украины «Об утверждении Методических рекомендаций по применению регистров
бухгалтерского учета малыми предприятиями» от 25.06.2003 г. № 422 [2].
Независимо от технологии и наличия производ­ства продукции (работ, услуг), его
материалоемкости и количества, осуществляемых за месяц хо­зяйственных операций
(объема документооборота), субъекты малого бизнеса могут вести бухгал­терский
учет по одной из форм (рис. 2.1)

Рис. 2.1. Формы бухгалтерского учета для предприятий малого бизнеса
Упрощенная форма учета с использованием регистров учета распространена на
предприятиях сферы малого бизнеса как при ручном, так и компьютеризированном
способе обработки учетной информации. Это поясняется ее преимуществами над
другими формами учета для малых предприятий:
сведения обеспечивают наглядность информации о наличии ресурсов и хозяйственных
операций на предприятии;
регистры упрощенной формы учета не являются громоздкими в отличие от
журналь­но-ордерной формы учета и Книги учета хозяйственных операций простой
формы;
накопление и систематизация данных из первичных документов осуществляется в
разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной
деятельностью малого предприятия;
4) возможность быстро и просто изменять состав сведений в зависимости от
изменения объема деятельности или статуса предприятия. Это имеет важное
значение, так как при изменении статуса предприятия могут изменяться требования
к представлению финансовой отчетности, которое складывается на основе данных
бухгалтерского учета. При упрощенной форме учета сведения можно составлять как
по группе счетов, так и по отдельным синтетическим счетам, которые позволяют
осуществлять варьирование;
максимальное приближение данных синтетического учета в регистрах к потребностям
составления квартальной и годовой отчетности;
6) унифицированность учетных регистров этой формы учета, которые сориентированы
на применение малыми предприятиями разных форм собственности, сфер и объемов
деятельности.
На основании проведенного исследования, нами определены основные факторы,
определяющие организацию учета на малых предприятиях Украины, относительно
которых руководство принимает решение по выбору той или иной формы
бухгалтерского учета (Приложение Д).
На наш взгляд, первым фактором при выборе формы бухгалтерского учета является
сфера предпринимательской деятельности (производственная деятельность, торговля
и сфера предоставления услуг). Так, в зависимости от размера малого
предприятия, особенностей деятельности и организационной структуры
бухгалтерский учет может осуществляться: бухгалтерской службой (отделом);
специализированной организацией; соответствующим специалистом на договорных
началах; собственником или руководителем (исполнительным директором).
Для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности малое предприятие
может пригласить специализированную организацию, которой чаще всего является
аудиторская фирма. В Украине такая практика не приобрела распространение в
отличие от США, Великобритании и других зарубежных стран. Проведенные
исследования практической деятельности отечественных предприятий показали, что
основная численность учетного персонала на малых предприятиях составляет в
среднем один-три человека. Осуществляя анализ фактических данных,
прослеживается зависимость между объемом, видами деятельности и численностью
учетных работников. Чем больше видов деятельности осуществляется одновременно,
тем больше объемы деятельности, а соответственно объемы учетной информации, и
как следствие, численность бухгалтеров. На отдельных малых предприятиях
бухгалтерский учет может вести специалист на договорных началах. Как правило,
это лицо работает по совместительству.
Малые п