Ви є тут

Специфіка російського бароко XVII століття в прозі Симеона Полоцького

Автор: 
Пуреховська Ольга Вячеславівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U001755
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II
ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РУССКОГО БАРОККО: ЕВРОПЕЙСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ
(ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ И ОРИГИНАЛЬНОЕ)

2.1. Эстетические принципы русского барокко и их выделение
в творчестве Симеона Полоцкого

Западноевропейское барокко, будучи порождением глубокого исторического, мировоззренческого, социокультурного, нравственно-психологического кризиса в период перехода от Возрождения к Новому времени, формируется на почве острого внутреннего переживания внешних катаклизмов, переосмысления прежней картины мира, переоценки человеческих возможностей, привычных идей и ценностей. В художественном видении барокко не только Земля не является центром Вселенной, но и человек - не венец творения. Мир и жизнь человека в мире предстают чередой непримиримых оппозиций. Они находятся в постоянном борении друг с другом и постоянно меняются, оборачиваются иллюзией. Окружающая человека реальность оказывается сном, причем граница между этими состояниями трудноуловима.
Человека западноевропейского барокко гнетут ощущения непрочности, непостоянства, изменчивости жизни, он обращается то к традиции античного стоицизма, то эпикурейства, и эти начала не только антиномично противопоставлены, но и парадоксально слиты в ощущении жизни как пути бед. В результате можно выделить такие черты барокко, как поляризация и смятение. В сфере литературного быта одновременно характерны необычайная плодовитость, своего рода графомания, - и писательство для себя. Автор (он же единственный читатель) упорно работает над текстом, потому что творчество способствует совершенствованию души. Принцип "двойной жизни", характерный для эпохи Барокко, был сформулирован С. Х. Любомирским:
Я жил дурно, жил и хорошо, берите с меня пример.
Вот в чем искусство: вкусить мира - и все же завоевать небо
[Цит. по: 174, с. 100].
Барокко стремится к максимальной интенсивности художественного выражения, концентрирует и делает ярким, пестрым образное и эмоциональное содержание, создавая изощренные, взвинченные, экспрессивные формы.
При этом, как отмечает А. А. Морозов, "для искусства барокко в целом <...> должны говорить, скорее, не о гипертрофии художественной формы, а об эмоциональном отношении к форме, художественном экстазе и стремлении к напряженной выразительности. Это эмоциональное отношение к форме обостряет видение художника и приводит к сближению с действительностью, а не уводит от неё мир красоты и гармонии" [153, с. 12].
Для целостного представления эпохи необходимо обозначить ее культурный космос, складывающийся из "космического чувства" (преисполненность личности чувством тесной внутренней связи с космосом) и "космизма" (философско-художественные тенденции, основанные на стремлении духовно освоить космос в разных его измерениях, постичь сущность космогонических и космологических процессов и создать концептуальную модель мира). Космос Античности - мир как пространство и пространство как мир; античный космизм созерцателен. Космос Средневековья - мир как время и время как мир; средневековый космизм связан с осознанием необходимости участвовать в потоке временного совершения. Космос Ренессанса - мир как человек и человек как мир; ренессансный космизм выражен в идее жизнетворчества титанической личности, пытающейся преобразовать космос в соответствии с собственной мерой. Идеальный космос барокко воплощен в совокупности идей и концептов ("сгустков" культуры в ментальном мире) его мыслителей и художников - в их внутреннем единстве, пересечении и взаимодействии [142, с. 14].
Русский барочный космос XVII века, - это соединение созерцательного античного космоса с рациональными западноевропейскими средневековым, ренессансным, барочным космосом.
Е. Г. Милюгина считает важнейшими параметрами барочного космоса оппозиции: человеческое - социальное, человеческое - природное, человеческое - божественное.
Барочная трактовка оппозиции "человеческое - социальное" связана с идеей космоса как совокупности единицы и ее зеркальных отражений.
Этот принцип лежит в основе положения об остроумии (кончетто). "Остроумие есть частица божественного разума, главные качества которого - Прозорливость и Многосторонность - позволяют проникать в "затаенные" свойства предметов: "в субстанцию, материю, форму, случайность, качество, причину, эффект, цель, симпатию, подобное, противоположное, одинаковое, высшее, низшее, а также в эмблемы, собственные имена и псевдонимы" [142, с. 16].
В основе барочной поэтики лежат антитеза как структурная оппозиция и контраст (контрастема) как понятийное сопоставление. При этом важным словесно-образным компонентом, формирующим художественную систему литературной культуры барокко, выступают сравнение и его классические типы: сравнение-уподобление, сравнение-сопоставление, сравнение-описание и т. д. [51].
В результате основой построения барочного космоса становятся вселенские соответствия, выявленные в ходе социальных сопоставлений и возвышенные до философско-эстетических аналогий.
Соотношение "человеческое - природное" анализируется в контексте философии Я. Беме: снятие границ между Богом, природой и человеком, утверждение их взаимных влияний и переходов придает барочному космосу аксиологическое единство.
Оппозиция "человеческое - божественное" становится ясна при обращении к созданной Б. Паскалем динамической концепции личности, вечно мечущейся между человеческим и божественным ориентирами. Эта идея находит свое воплощение в "символической метафоре", "замысловатом стиле", "поэтической метафизике", напоминающих маньеризм. Достаточно одного свидетельства Э. Курциуса: "Маньерист старается о вещах говорить неестественно, он пытается удивить, ошеломить, ослепить" [Цит. по: 13, с. 7].
Одновременно барокко стремится выразить сложность мира во всей полноте: громоздкая композиция многих произведений, обилие персонажей, сюжетных линий, конфликтов, событий, разнообразие "декораций", обширные ученые комментарии определяют полигистерство барокко.