РАЗДЕЛ 2
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ
2.1 Формирование нормативных требований к эффективности торможения грузовых автомобилей
В работе [28] на основе ретроспективного анализа изменения нормативных требований к эффективности торможения автотранспортных средств за весь период их существования предложена методика расчета минимально-допустимого среднего установившегося замедления для любого прогнозируемого периода времени. Зависимость для расчета представляет собой выражение (формула 1.1), в котором принято, что
, (2.1)
где ?? - максимальный коэффициент сцепления колес с дорогой (??=0,8).
В работах Волкова В.П. [29] высказано также предположение о том, что коридор наиболее вероятных значений должен располагаться между кривыми
, (2.2)
. (2.3)
На рис. 2.1 приведены графики зависимости [156]. Кривая 1 соответствует зависимости (1) при В = mB . Допустимый коридор ограничен кривыми 2 и 3, отражающими зависимости (2.2) и (2.3).
Рис. 2.1. Зависимости нормативного значения среднего установившегося замедления от относительного времени для АТС категорий N при испытаниях типа 0:
1 - расчетная при В = mB ;
2 - расчетная при В = mB + ?B ;
3 - расчетная при В = mB - ?B ;
4 - расчетная при В = mB + 2?B ;
5 - расчетная при В = mB - 2?B ;
6 - действительная при существующих изменениях;
7 - предлагаемое изменение нормативных значений.
Действительные нормативные значения среднего установившегося замедления д (линия 6 на рис. 2.1) выходят за границы установленного нами коридора и укладываются в коридор между кривыми 4 и 5, полученными по зависимости (1.1) при В = mB + 2?B и В = mB - 2?B соответственно.
В работах Волкова В.П. [29] предложена методика определения относительного времени ?Ai введения i-го значения замедления в стандарте и относительного времени ?Дi действия указанного изменения. Если стандарт вводится в действие в относительное время ?A0 , то значение должно быть равно . Длительность ?Д1 действия стандарта определяется из условия невыхода величины за пределы допустимого коридора, находящегося между кривыми 2 и 3 на рисунке 2.1. Это условие определяется из равенства
, (2.4)
где - нормативное значение среднего установившегося замедления, соответствующего зависимости (2.2), в год введения стандарта ГА0;
- нормативное значение среднего установившегося замедления, соответствующего зависимости (2.3), в год окончания действия стандарта ГС0 (в этот год необходимо вносить новое изменение в стандарт).
Из условия (2.4) определено
. (2.5)
Следующее изменение в стандарт должно вводиться в относительное время
. (2.6)
При n-ом изменении стандарта
(2.7)
и
(2.8)
Из соотношения (1.2) определим
,(2.9)
где , - годы введения начального требования стандарта и его n-го изменения.
В таблице 2.1 приведены среднее значение и среднее квадратичное отклонение величины В для автомобилей категории N.
Таблица 2.1
Вероятностные характеристики коэффициента В для АТС категории N
Категория АТСИспытание типа 0Испытание типа 1Испытание типа 2mB?BmB?BmB?BN11,398
0,1580,959
0,015
0,865
0,016
N21,398
0,158
0,940
0,016
0,840
0,013
N31,3980,1580,9400,0160,8380,032
В табл. А.1 приведены прогнозируемые значения нормативного замедления АТС категорий N и годы его введения для испытаний типа 0, рассчитанные по предложенной в работе [29] методике. В этой таблице - расчетное нормативное замедление, определяемое зависимостью (2.2), а - действительное нормативное замедление, регламентированное действовавшими ранее и ныне действующими стандартами.
Анализ значений величины B показал, что среднее квадратичное отклонение этой величины при испытаниях типа 1 и типа 2 в рассматриваемом случае на порядок меньше, чем при испытаниях типа 0, поэтому ширина коридора, образуемого кривыми при В = mB + ?B и В = mB - ?B, мала. Это значит, что изменения нормативных требований должны происходить чаще и их повышение должно быть незначительным.
Для того, чтобы изменения нормативных требований для АТС категорий N при испытаниях типа 1 и типа 2 производились реже [31], допускаемый коридор установим между двумя кривыми, соответствующими зависимости (2.1) при В = mB + 2?B и В = mB - 2?B .
В этом случае зависимости (2.5) и (2.6) примут вид
; (2.10)
. (2.11)
Зависимости (2.7) и (2.8) также изменятся
; (2.12)
. (2.13)
Тогда
. (2.14)
В таблице А.2 и таблице А.3 приложения приведены нормативные значения среднего установившегося замедления при увеличении допустимого коридора значений в соответствии с зависимостями (2.12), (2.13), (2.14) для испытаний типа 1.
В таблицах А.4, А.5, А.6 приведены нормативные значения среднего установившегося замедления при увеличении допустимого коридора значений для АТС категорий N при испытаниях типа 2.
Анализ результатов, представленных в таблицах А.1, А.2, А.3, А.4, А.5, А.6, показывает, что принимаемые в различные годы решения по выбору нормативных значений среднего установившегося замедления незначите