Ви є тут

Нові композиторські технології (на прикладі творчості Алли Загайкевич)

Автор: 
Ракунова Інесса Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U004403
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел II. Новые технологии в творчестве А.Загайкевич.
Новые композиторские технологии все активнее осваиваются композиторами
постсоветского пространства. Среди украинских авторов наиболее часто обращается
к ним киевский композитор Алла Загайкевич, [136 Алла Загайкевич (1966г., г.
Хмельницкий) – композитор, лауреат премии им. Л.Ревуцкого(2001г.), лауреат
национальной премии Александра Довженко (2004г.), автор музыковедческих статей,
куратор фестивалей электронной музыки, где она выступает не только в качестве
композитора, но и исполнителя электронных партий в сочинениях разных авторов.
А. Загайкевич в 1990г. закончила Киевскую государственную консерваторию им.
П.И.Чайковского (сегодня Национальная музыкальная академия Украины) по классу
композиции (профессор Ю.И.Ищенко). В 1991-1994 была аспиранткой кафедры теории
музыки (научный руководитель – профессор И.Б.Пясковский) и ассистентом-стажёром
кафедры композиции (научный]в чьем творчестве органично соединились украинские
национальные традиции и общеевропейские музыкальные тенденции. Основу этого
«сплава» несомненно, заложило участие в 1986-1999гг. начинающего тогда
композитора в работе фольклорного ансамбля аутентичного пения «ДРЕВО»
(Национальная музыкальная академия Украины, рук. Е.Ефремов). В составе ансамбля
А.Загайкевич не раз выезжала в фольклорные экспедиции в различные области
Украины, делала записи пения и игры на народных музыкальных инструментах.
Расшифрованные и исследованные позже, записи эти составили своеобразный
интонационный накопительный багаж молодого автора. Выступление в составе
ансамбля дало возможность молодому композитору почувствовать импровизационность
народного аутентичного исполнения, прикоснуться к иным, нежели в академической
музыке, способам интонирования, акустического звучания. По словам самой
А.Загайкевич, « «ДРЕВО», да и вообще аутентика – это некая идеологическая
"предтеча" моего обращения к электронике как к "другой" музыке, "другой",
альтернативной и замкнутой культуре.<...>не менее важна, конечно, импровизация
как основа народного музицирования [24]». [137 Ведерко Д. Интервью с Аллой
Загайкевич [Электронный ресурс] / Д. Ведерко –
http://www.machine.radionoise.ru/texts/zagaykevich.html]
Другой составляющей творческого облика А.Загайкевич стало
высокопрофессиональное образование в области классической и современной музыки,
полученное ею как при обучении в Киевской консерватории у опытных педагогов,
композитора и музыковеда Ю.Ищенко и музыковеда, исследователя украинской музыки
И.Пясковского, так и за рубежом, при обучении на курсе института IRCAM в Центре
Помпиду (Париж, Франция), на курсах композиции и мастер-классах в Fondation
Royaumont (Париж, Франция), Международных курсах новой музыки в Дармштадте
(Германия), на семинарах Международного фестиваля музыки в Такефу (Япония).
С электронной музыкой творчество Аллы Загайкевич связано уже более десяти лет.
В 1995 ее сочинение было отобрано Международным жюри IRCAM [138 IRCAM –
координационно-исследовательский институт акустики и музыки (Париж,Франция).] и
композитор получила возможность обучения на годичных курсах композиции и
музыкальной информатики, [139 В качестве конкурсного сочинения было
представлено «Intermezzo» для симфонического оркестра. Кроме работы над
электроакустическими сочинениями А. Загайкевич занималась спектральным анализом
различных инструментов и голосов (в частности, аутентичных, записанных в
фольклорных экспедициях в составе ансамбля «Древо»), используя в дальнейшем
результаты анализа для разработки собственных способов синтеза звука. ]
где семинарами по композиции руководили такие известные сегодня композиторы,
как Т.Мюрай, Б.Фернехоу, М.Жарель, М.Строппа, Ф.Манури. Именно к этому периоду
относятся интерес и собственный опыт обращения молодого автора к спектральной
композиции, к электроакустической музыке, обучение и работа в программах
PatchWork, SuperCollider, AudioSculpt и т.д. «Мое обучение в институте IRCAM
при Центре Помпиду, конечно, сформировало некие стартовые позиции (<…>
"иркамовская" детальная работа на уровне спектров звуков, электроакустика как
"игра" с акустической природой в рамках авторской концепции электронного
звука)», – отметила А.Загайкевич в интервью Д.Ведерко, редактору Сетевого
журнала о современной музыке "Машинное Отделение" [24]. [140Ведерко Д. Интервью
с Аллой Загайкевич [Электронный ресурс] / Д. Ведерко –
http://www.machine.radionoise.ru/texts/zagaykevich.html]
Кроме работы над электроакустическими сочинениями, в рамках курса обучения в
IRCAMе, А.Загайкевич занималась спектральным анализом звучания различных
инструментов и певческих голосов, в частности, аутентичных, записанных ею в
фольклорных экспедициях в составе ансамбля «ДРЕВО», используя в дальнейшем
результаты анализа для разработки собственных способов синтеза звука.
Являясь с 1997г. преподавателем курса «Композиция, синтез и обработка звука с
помощью компьютера» на кафедре музыкально-информационных технологий
Национальной музыкальной академии Украины, А.Загайкевич при поддержке фонда
«Вiдродження» организовала в Национальной музыкальной академии Украины студию
электронной музыки. Среди выпускников курса «Композиция, синтез и обработка
звука с помощью компьютера», где используются программы Парижского IRCAMа,
молодые украинские композиторы Д.Перцов, М.Абакумов, К.Оленич, А.Войтенко,
А.Тормахова, И.Громадский. Познакомившись с современными направлениями
электроакустической музыки, усвоив на практике компьютерные способы генерации и
моделирования музыкаль