Ви є тут

Методологія аналізу та оцінка естетичної якості морфологічних властивостей архітектурних об'єктів

Автор: 
Фоменко Оксана Олексіївна
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0503U000478
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
МЕТОДОЛОГИЯ АнализА и оценка ЭСТЕТИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ КАК
ИНФОРМАЦИОННОГО объекта восприятия
В предыдущем разделе указывалось, что архитектурная форма проявляет свои
ценностные художественно-эстетические, информационные свойства, только будучи
освоена восприятием человека. Исследования ученых в области экспериментальной
психологии подтверждают мнение о том, что эмоциональное воздействие
архитектурной формы настолько сильно, что требует глубокой аргументации.
Существующие на сегодняшний день архитектурная теория и практика содержат
попытки визуального эмоционально-эстетического обогащения архитектурной формы,
которые зачастую не удовлетворяют потребностям человека в психологическом
комфорте, создавая дискомфорт либо серостью безликой застройки, либо
неорганизованностью и хаотичностью. От профессионального понимания всей
сложности этой проблемы зависит тональность ее звучания в архитектуре и
восприятии ее человеком. Там же указывалось, что процесс восприятия
информационен по своей сущности и в связи с этим может быть описан методами
теории информации.
В связи с этим, в первом разделе были изложены основные научные парадигмы,
которые необходимо использовать при разработке методологии анализа и оценке
эстетического качества морфологических свойств архитектурных объектов,
учитывающей закономерности влияния изменения количественных морфологических
параметров архитектурных объектов в процессе формирования архитектурного
образа.
На основе изложенных выше закономерностей психологического процесса восприятия
архитектурных объектов и научных и положениях теории информации в исследовании
предлагается разработка методологических основ анализа эстетического качества
морфологических свойств архитектурных объектов, исследующая систему
“архитектурная среда - человек”. Структура системы выявлена соотношением связей
материального (архитектурная среда), и идеального (процессов восприятия и
формирования ее образа в сознании человека) как основных элементов.
Предлагаемое исследование содержит системный синтез “расширяющегося знания”.
Во-первых - это знание о материальном объекте - стимуле (архитектура), во
вторых - об информационном процессе его восприятия и в третьих - знание о
визуальном образе как об идеальном продукте восприятия. Специфические аспекты
модели взаимно обусловлены, но характер и мера их взаимного влияния различны и
нуждаются в анализе.
Подсистему “архитектурная среда” предлагается рассмотреть как материальный
носитель потенциально заложенной в ней информации, обладающий определенными
измеримыми эстетическими качествами, влияющими на эмоционально-эстетическую
оценку человеком этой среды.
Анализ подсистемы “процессов восприятия человеком архитектурной среды и
формирования ее образа” основывается на полученных в экспериментальной
психологии данных о процессах визуального восприятия архитектурных объектов, а
также на впервые разработанном в исследовании методе соотнесения новизны и
константности как основных информационных характеристик этого процесса. В
качестве компонентов этой подсистемы рассмотрена иерархическая
последовательность операций процесса формирования визуального константного
образа-отражения, образа-представления и архитектурно-художественного образа
воспринимаемых архитектурных объектов, формирующихся в сознании человека и
общества.
В связи со сказанным выше, научную состоятельность предложенного исследования
предполагается основывать на двух аспектах:
Первый - это исследование процесса восприятия архитектурных форм и порождения
визуального образа. Этот процесс сопровождается образно-отражательными и
эмоционально-оценочными реакциями человека на информативность, неоднородность
той или иной архитектурной формы.
Второй - это исследование информативности морфологических характеристик
архитектурных форм, при восприятии которых и порождается образ. Эти
характеристики мы имеем право количественно исследовать при помощи методов
структурного анализа. Предлагаемый информационный анализ архитектурной формы
предусматривает рассмотрение комбинаций ее элементов и их групп с точки зрения
заложенной в них потенциальной информации, которая обладает функцией
воздействия на эмоциональное состояние человека - перцепиента, а также
рассмотрение степени инвариантности полученных в результате исследования
закономерностей. При этом необходимо определить систему единиц эстетического
восприятия, выявить субординацию, то есть иерархию элементов архитектурной
формы в границах архитектурного объекта, а также разработать метод
информационной фиксации и информационного анализа этого объекта.
Инструментами для анализа процесса восприятия и формирования визуального
архитектурного образа, а также для анализа информационной структуры
архитектурной формы являются соответственно, аналитические и структурные методы
исследования. Подробно они описывались в первом разделе. Использование этих
методов позволяет исследовать архитектурные формы как определенного рода
организованное множество. Возможность свободной смены параметров, смены
оснований деления на элементы придает такого вида анализу гибкость, открывает
оперативный простор для исследования, позволяет под разными углами рассекать
архитектурное произведение и проникнуть как внутрь его строения, так и в
процесс его восприятия.
Методология анализа информационной структуры процессов восприятия архитектурной
формы
В исследовании серьезное внимание уделяется именно этому компоненту указанной
выше системы “человек -