Ви є тут

Етнопедагогічні традиціїї виховання підростаючого покоління у караїмів Криму.

Автор: 
Редькіна Людмила Іванівна
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0506U000078
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ
КРЫМСКИХ КАРАИМОВ КАК ЭТНОСА
2.1 Общая характеристика караимского этноса
Крымские караимы – тюрки – один из самых малочисленных народов не только нашего
государства, но и в масштабе Планеты. В Украине по последней переписи населения
их осталось около 1100, в том числе 800 на исторической родине Крыму. Корни и
традиции их уходят в глубину веков, а самобытная культура – частичка всемирного
достояния.
Ныне остро стоит вопрос о спасении народа, сохранении его культурного
состояния. Сегодня Украина, независимое государство, в состав которого входит
Крым, с первых дней своего существования заняла линию поддержки
духовно-культурной жизни всех народов, проживающих на ее территории. Караимы
признаны коренным населением Крыма и получили возможность восстановить свою
культуру, духовно-религиозную деятельность [277].
Сегодня доступной широким массам литературы о крымских караимах практически
нет. Есть несколько брошюр известных крымских исследователей-караимистов
Полкановых тиражом 100 экземпляров, которые имеются только в частных
коллекциях. К тому же в последнее время ряд зарубежных авторов отождествляют
этнических караимов-тюрков с караимами по вероисповеданию или с крымскими
татарами. Поэтому история формирования этнической общности «крымские караимы» с
ее духовной культурой и воспитательной практикой до сегодняшнего дня
рассматривалась преимущественно на базе лингвистического материала, а также
ограниченного круга письменных источников - мэджума – семейных рукописных
сборников [495-506]. Среди них четко выделяются две группы: источники «внешние»
– мэджума польских, литовских караимов и «внутренние» – составленные в Крыму.
В свете предложенного разделения источников на «внешние» и «внутренние» - т.е.
не по языку, а по региону происхождения - необходимо установить принципы
этнической классификации, свойственной каждой группе источников. Так «внешние»
источники на польском, литовском языках дают наиболее раннюю информацию об
этническом термине «карай», территории их проживания, особенностях быта и
военной службы.
«Внутренние» - о духовно-культурном наследии и воспитательной практике.
Исторические предания показывают, что хронологический кругозор, генеалогические
притязания и мусульманская ориентация нарративных источников - прямое отражение
устных историко-воспитательных, культурных традиций народа.
Поэтому, рассматривая некоторые данные этнологического порядка, освещающие
происхождение крымских караимов, элементы их национальной культуры, мы должны
оговориться, что ограничиваем свою задачу изучением лишь крымских караимов
(Н.А.Басхаков [29], С.О.Бейм [32], О.Б.Белый [33], С.А.Вайсенберг [66, 67, 68],
А.Я.Гаркави [88], В.А.Гордлевский [100-104], А.Дубинский [127-129], Н.Дуван
[131], Б.С.Ельяшевич [135], А.В.Зайончковский [139, 140], В.И.Кефели [169,
170], Т.Ковалский [174], Ю.Д.Кокизов [177], В.Х.Кондараки [190], М.Мореловский
[244], К.М.Мусаев [247] А.И.Полканов и Ю.А.Полканов [268-280], А.Н.Самойлович
[321], И.О.Синани [333], В.И.Филоненко [389-390], А.Фиркович [392], М.Э.Хафуз
[404, 405], П.Я.Чепурина [414], М.Я.Чореф [419], С.М.Шапшал [425-427], С.Шишман
[431]).
Общеизвестно, что нация формируется на базе предшествовавшей ей общности людей
- народности. Ввиду того, что по вопросу об образовании караимской народности
среди историков, этнографов, филологов, до настоящего времени ведется полемика,
в ходе которой выдвигаются порой инденциозные теории, искажающие объективный
исторический процесс. Мы в своем дальнейшем исследовании остановимся на
последних достижениях таких ученых караимистов как Ю. Полканов [271] и А.
Полканов [273], С. М. Шапшал [427], В.И. Кефели [169] и др., которые выделяют
два этапа образования крымских караимов:
- формирование этнической общности «караи»;
- формирование собственно крымской народности.
Этнокультурное содержание термина «караи» претерпело ряд изменений, но может
быть кратко суммировано следующим образом.
Крымские караимы - тюрки (включая польско-литовских) составляют единую
этническую тюркскую группу алтайской семьи народов. С ней в расовом отношении
близки и караимы, проживающие в Египте, Абиссинии, на Кавказе, в Азии и др.
местах.
Этимология слова «караим» на сегодняшний день не бесспорна. Одни ученые
(М.Артамонов [16], И.Берлин [37], Л. Гумилев [110], К.М. Мусаекв [247],
И.О.Синани [333], С.М. Шапшал [425]) выводили его, а вместе с ним и крымских
караимов, от имени кимеров (киммерийцев). Другие - от слова «кирим»,
означающего по-русски Крым, что равносильно было бы наименованию «крымцы», в
смысле его аборигенов. Знаток крымской этнографии Кондараки [190, 191]
производит его от слова «кара-имам», что значит по-татарски – «черная вера» в
смысле неправильной веры.
Но в доисламский период такого понятия не могло бы образоваться среди тюркских
народов на юге России, т.к. понятие об исключительном превосходстве собственной
религии по сравнению с другими было чуждо тюркским племенам. Оно могло
появиться у них лишь после принятия ислама, принесшего с собой (и то не в
первой стадии развития) представление об исламе, как о высшей, исключительной
религии (С.М. Шапшал [427], Ю. Полканов [269]). Для южнорусских степеней это
могло иметь место не ранее, чем в VIII-IX вв. Именно в это время ислам
проникает в причерноморские степи. Такое наименование могли дать - вероятно,
часть хазар, принявших ислам, в отношении другой части хазар, исповедавших
библейскую религию Ветхого Завета.
О происхождении караимов от тюркских племен - хазар, живших в северном
Причерноморье еще задолго до нашей эры, упоминает Герод