Ви є тут

Постфрідманівська парадигма космофізики: філософсько-світоглядний аналіз

Автор: 
Журавльов Володимир Ілліч
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0507U000666
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II
Постфридмановская репрезентация реальности
2.1. Особенности концептуалистики квантово-физического мира
Постфридмановская репрезентация реальности, инициированная парадигмальным сдвигом в физико-космологическом познании фундаментальных первооснов мира, породила необходимость в комплексном концептуально-методологическом и философско-мировоззренческом анализе целого ряда общенаучных проблем [68, 290с]. К ним можно отнести проблему источника эволюции мира и ее направленности; проблему расширения мировоззренческих горизонтов научного мышления, создаваемого постинфляционной картиной мира и соотнесенного с фридмановским и инфляционным миропониманиями; проблему значимости для физико-теоретической мысли грядущего века постфридмановского миропредставления; проблему невидимых сил и механизмов, действующих в физическом вакууме и творящих многообразие бытийных форм мира; проблему рефлексии парадигмальных сдвигов в космофизике в системе современного философского знания и т.д.
Важную роль в философском осмыслении последствий нынешней методологической деконструкции фридмановской и инфляционной парадигм космофизики и в смещении этой проблемы в эпицентр мировой философской мысли играют два встречных инновационных процесса. Первый из них связан с теоретико-методологи-ческим анализом проблем становления таких фундаментальных областей современной науки, как нелинейная динамика, теория катастроф, термодинамическая теория диссипативных структур, теория фракталов, синергетика, инфляционная теория. Второй поток инновационных изменений охватывает широкий спектр стратегий преодоления метафизики, таких, как постпозитивистская, неоструктуралистская, прагматистская, постмодернистская и другие.
Ключевую роль в осуществлении нынешнего парадигмального сдвига в развитии физико-космологического познания начинает играть концепция физического вакуума, выступающего в роли онтологической основы для всего многообразия объектов и явлений, актуально наличествующих в окружающем мире [20,С.5-32]. Смысловым центром базового языка для описания этого онтологического базиса материи становятся такие понятия, как "ложный" и "истинный" вакуумы, гильбертово и фоковское пространства, плотность вакуумной энергии, поляризация вакуума в искривленном пространстве, континуальность вакуума, скалярные, спинорные и векторные поля, механизм Хиггса, пространственно-временная пена, "темная энергия" или "квинтэссенция", антигравитирующий вакуум, инфляция, глюонный и кварковый вакуумные конденсаты и т.д.
Несмотря на большой вклад ученых разных профилей в разработку проблемного поля, касающегося феномена физического вакуума, многие методологические вопросы, порожденные процессом становления постфридмановской (теоретико-вакуумной) парадигмы, все еще остаются недостаточно изученными. В связи с назревшей необходимостью в комплексном общенаучном и философско-мировоззренческом анализе новой постфридмановской картины мира выделим компоненты научного поиска, выражающие наиболее общие особенности исследуемой реальности - физического вакуума, которые вместе с выбранной стратегией познания этой реальности будут наиболее адекватным (по нашему мнению) образом отображать природу физического вакуума. При этом будем руководствоваться методологическим положением: "... современная наука дисциплинарно организована, и в развитии ее отраслей особую роль играют обобщенные схемы-образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности в рамках соответствующей науки" [69, С.3-18].
Предваряя философско-мировоззренческий анализ общенаучных проблем, рассмотрим основные концептуально-методологи-ческие особенности и представления, касающиеся природы физического вакуума, а также проблемы, связанные с актуализацией его потенциальных возможностей и их рефлексией. К этим представлениям и проблемам относятся следующие: модельные представления физического вакуума и проблема взаимодействий континуального вакуума и дискретного вещества; проблема построения теории физического вакуума; роль термодинамического парадокса в инфляционной космологии и проблема телеономичности; проявления вакуумных эффектов в сильном гравитационном и электромагнитном полях; концепция спонтанного нарушения симметрии физического вакуума; проблема космологической постоянной или соответствующей ей плотности энергии вакуума; специфика самоорганизации пространства-времени и форм причинности; проблема симметрии между вакуумной и невакуумной формами космической энергии; проблема поиска стратегий преодоления метафизики в контексте философского осмысления феномена физического вакуума и его роли в инфляционной космологии и в постфридмановской картине мира.
В современной физике существует множество представлений о вакууме. При этом разные по своей природе теории по-разному интерпретируют его. Так, в теории Эйнштейна вакуум рассматривается как пустое четырехмерное пространство - время, наделенное геометрией Римана, а в электродинамике Максвелла - Дирака он (глобально нейтральный) представляет собой своего рода "кипящий бульон", состоящий из виртуальных частиц - электронов и античастиц - позитронов. Дальнейшее развитие квантовой теории поля продемонстрировало, что основное состояние всех квантовых полей, обладающих наименьшей энергией, - физический вакуум - включает в себя (кроме указанных частиц) и все другие известные частицы и античастицы, находящиеся в виртуальном состоянии. В модели де Ситтера вакуум представлен совокупностью частиц с целочисленным спином, находящихся в низшем энергетическом состоянии; и он обладает свойством, совершенно не свойственным любому состоянию вещества, - отрицательным давлением. Это давление введено в модель с целью компенсации сопротивления среды движущимся частицам. Приведем ещё несколько модельных представлений вакуума, которые отводят ему роль первоосновы мира. Например, вакуум Уилера представлен геометрическими ячейками планковских размеров, и все свойства мира, согласно этой модели, я