Ви є тут

Культурное наследие и механизмы его освоения

Автор: 
Морару Тамара Павловна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1991
Кількість сторінок: 
149
Артикул:
134212
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
*<•
ВВЕДЕНИЕ ........................... .............................3
ГЛАВА I. СУВДОСТЬ ПРОЦЕССА НАСЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ........................................................... 10
1.1. Преемственность и культурное наследие...........10
1.2. Человек - субъект наследования культуры .... 44 ГЛАВА П. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗИ НАСЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ.... 74
2.1. Телевидение - механизм наследования культуры ................................................... 74
2.2. Особенности функционирования музея как механизма наследования культур!........................' 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................. '....*............'.... 128
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .............................................‘131
*
Актуальность исследования» В целостной системе культуры культурное наследие занимает особое место. Его можно определить как ву часть ценностей и способов деятельности, создан- ^ ных предшествующими поколениями людей, которая активно функ >-ционирует в современности.
И сегодня, когда экономическая, социально-политическая и духовная сферы особенно динамичны, когда ускоряются темпы и ритш общественного развития, когда происходят серьезные изменения в отношении к традициям, обычаям, нравам и ценностям, особо остро становится вопрос о культурном наследии, о том, какие системы ценностей, традиций и обычаев нужно использовать в настоящем, от каких нужно отказаться (если они представляют негативные моменты опыта человечества или утратили актуальность), о возможности усвоения достижений прошлого.
Тема культурного наследия актуальна также в связи с проблемой человека: к ней в последние года проявляется повышенный интерес, что нашло подтверждение в работе двух последних Все-\У мирных философских конгрессов, посвященных проблемам культуры во всех ее аспектах и философскому пониманию человека;-
Отказ от схематичности, отчужденности человека от культуры выявляет актуальность и востребованность определенных ^ способов интериоризации культурного наследия, избираемых индивидом для удовлетворения духовных потребностей и интересов во имя оптимально возможной самореализации его сущностных сил.
Другими словами, встает вопрос о механизмах наследования культуры, выступающих посредниками меаду созданной обществом
культурой и индивидом.
ІЗ
нам на становление нужных нам вещей, а наше становление, "становление нашей науки"1.
По мнению Гегеля, все множество вещей, явлений, окружающих человека, и сам человек есть проявление деятельности мирового духа, в которой есть некая разумность, иначе вся действительность была бы хаотическим скоплением всякой всячины типа эмпедокловых чудищ.
Разумность, о которой говорит Гегель, вполне познаваема, но при условии, если видеть деятельность духа в развитии, в движении от простого к сложному. Понятие развития и движения от простого к сложному, до Гегелю - одно и то же и одновременно разное. Развитие вообще может быть переходом от бытия в возможности к действительности, некая актуализация потенциального, превращение потенциального состояния в реальное. Но этот процесс меняет свою природу в ходе преемственности. Оказывается, что переход из потенциального в актуальное совершается не одним актом, в нем действительна лишь какая-то сторона, . момент духа, потому что, как всякое начало, непосредственна.
В процессе преемственности предыдущая ступень развития опосредуется, доводится до односторонности, выражающей ее суі*-ность, я в этой форме превращается в часть целого следующего уровня. Таким образом, следующая ступень возникает на основе предыдущей, включая ее в себя, и становится более сложной. Различие между простым и сложным в том, что сложное не понимается как сумма нескольких простых. Преемственность в развитии ведет к тому, что простое усваивается другим, следующим
* Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. .Соч., пер. с нем. - Т. 9-ІІ; -ТЇІ-Л., 1932-19357 - Кн. I. - С. ІГ.
14
уровнем так, что возникает одно, а не многое в рамках одного целого, удерживаемого внешней силой.
Следующая мысль, ведущая к пониманию преемственности, у Гегеля гласит: "Деятельность формирует дальше то, что уже было сформулировано раньше, сообщает ему больше определений, делает его определение внутри себя развитее и глубже. Это движение есть, в качестве конкретного движения, ряд процессов развития, которое мы должны представлять себе не как прямую линию, тянущуюся в абстрактное бесконечное, а как возвращающийся в себя круг, который имеет своей периферией значительное количество кругов, совокупность которых составляет большой, возвращающийся в себя ряд процессов развития"1.
Возникает вопрос, почему круг, а не другой образ берет Гегель для иллюстрации теории развития, включая и преемственность? Круг взят не случайно, потому что разум познает сам себя, осуществляет самопознание. Самопознание мирового духа на каждой ступени развития должно быть полным, и система понятий, отмечающая ложнанность, - целостной, и хотя она абстрактна как ступень самопознания мирового духа, в то же время она и конкретна. Круг - фигура, выражающая развитость системы понятий, их завершенность на каждом отдельном уровне развития, это образ понятия, оформившегося в соответствии со ступенькой развития.
Преемственнооть в системе Гегеля трактуется как важный момент развития, существенная связь в процессе становления и перехода от одного качества к другому, в процессе диа лек тиче-
* Гегель Г*В.Ф* Лекции по истории философии. Соч., пер. с немі - Т. $-11* -М*-Л., 1Э32-1Э35. - Ш* I. - С* 32.