Ви є тут

Семантические процессы в музыкальной теме

Автор: 
Шаймухаметова Людмила Николаевна
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
44
Артикул:
1000344910
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Работа выполнена на кафедре теории музыки Уфимского государственного института искусств.
Официальные оппоненты:
Чигарева Е.И. - доктор искусствоведения
Ведущая организация - Рост-:* . • -С.В- Рахманинова.
ной степени доктора искусствоведеь <>; ствознания (103009, г. Москва, Козицкь пс С диссертацией можно ознакомит’ института искусствознания.
Автореферат разослан 23 мая 2000 года.
Ученый секретарь диссертационного совета
алицкая С.П. - доктор искусствоведения
Кондратьев М.Г. - доктор исг
Защита состоится 23 июня 2‘ тационного совета Д 092 1003
кандидат искусствоведения
А.ь. Лебедева-Емелина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Я ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблемы музыкальной семантики относятся к числу актуальных, но сравнительно мало изученных в музыкознании. Доказательству подлежит сам факт существования музыкальной семантики, то есть области значений, формирующихся на основе механизмов идентичных, или, по крайней мере, близких тем, что свойственно знаковым системам - факт, признаваемый далеко не всеми. Между тем, без такого доказательства невозможно сколько-нибудь успешно продвинуться в изучении семантических процессов. Пути же доказательства могут быть различными. Один пролегает через приложение общих положений семиотики, достижения лингвистики, культурологии к явлениям музыкального искусства, то есть являет собой движение от общего к час гному. Он, бесспорно, необходим, но всегда сопряжен с опасностью навязывания музыке свойств, присущих другим явлениям человеческой культуры. Границей таких приложений всегда оказывается специфичность факта- в данном случае факта, относящегося к музыке, к области музыкальных значений. Если теория не противоречит факту, значит, она допустима, но на каждом этапе проблема допустимости будет возникать вновь и вновь и при этом требовать все более жестких критериев. Вот почему особую привлекательность обретает другой путь от частного к общему, который позволяет делать выводы на основе изучения самих фактов и этим позволяет достигать непротиворечивости теоретических обобщений.
Именно такой путь избран в предлагаемых исследованиях, совокупность которых представлена на защиту.
Область музыки необъятна и в диахронии, и при любом синхроническом срезе. Поэтому методологически важно выбрать объект исследования, который допускал бы применение единой системы исследовательских процедур. Этот объект должен быть един и по своему историческому типу, и по .чзнструкгивным особенностям. Виг почему в качестве исторического і, , иада избрана музыка XVII - XIX веков, протем, преимущественно гомофонного склада, обладающая, несмотря на стилевые различия, некоторым ;'йч м набором типологических свойств. Что же касается конкретного объ-.исследования, то единый подход здесь обеспечивается тем, что во всех у»- х им является музыкальная тема - явление центральное во всей системі кального мышления эпохи гомофонии. Можно сказать с известной юренности, что обнаружение механизмов музыкальной семантики в
ВОЛЯеТ гОВСГ?ИТ»' С*б ИХ ТИПИЧНОСТИ ДЛЯ пВЧНОЙ ИСТГ|Г*Ии^СКОЧ р^ЗНО“
ти музыки, а при соблюдении ряда условий и экстраполировать их на
з
риале до конца не исчерпаны. Аналитические опыты, в которых применяется указанный подход, широко распространены ь практике анализа и интерпретации музыкального произведения и дают интересные результаты наблюдений над семантическими процессами, прежде всего - на уровне музыкальной темы.
В рамках семиотического подхода в процессе исследования автор опирался на взаимодействие аналитических методов исторического и теоретического музыкознания. На стадии обработки обширного материала оказался необходимым и индуктивно-эмпирический метод, что объясняется недостаточной разработкой проблем музыкального семиозиса на конкретном уровне. Вместе с тем, и работе использовались некоторые положения из области семиотики, психологии, исторической поэтики, структурной лингвистики.
Авторская концепция по теме диссертации отражена в ряде изданий, посвященных вопросам теории и методологии семантического анализа. Работа представлена двумя монографиями - «Семантический анализ музыкальной темы» [Москва: Российская академия музыки им. Гиесиных, 1998. - 16 пл. (256 с.)] и «Мифирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы» [Москва: Государственный институт искусствознания, 1999. — 19,7 п.л. (718 с.)], серией брошюр и статей, общим объемом 6 п.л.
В качестве Приложения к диссертации представлены работы, где автор демонстрирует прикладные возможности концепции: Профамма «Основы музыкального интонирования», учебные пособия с гриф'ами Министерства культуры РФ и методические статьи с описанием дидактической системы, направленной к изучению основ музыкальной семантики [7-14; 22-25].
Апробация концепции происходила по мере ее разработки за период с 1986 но 1999в двух направлениях — теоретическом к практическом. Первое обсуждалось в форме докладов и выступлений на конференциях в городах Москве (1987). Горьком (1986), Ярославле (1988), Волгограде (1989), Симферополе (1989), Целинограде (1988), Уфе (1986-1992). На заседании сектора Государственного института искусствознания в 1992.г. исследование «Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы» было рекомендовано к публикации. Отдельные положения концепции публиковались в межвузовских сборниках статей, в том числе и тех, где автор был ответственным редактором и составителем [14' 17].
Практический выход разработанная методология нашла в комплексе статей, посвященных анализу конкретных музыкальных произведений, вы-
7
полненных на основе применения техники семантического анализа1 и в разработке новых технологий для образовательных систем, направленных к цели освоения интонационной лексики и стилистики музыкального языка и овладению искусством импровизации [7-13].
Автором внедрены в учебный процесс вузов, училищ и ДМИ1 спецкурсы по проблемам музыкальной семантики («Методология музыкального анализа», «Основы музыкального интонирования», «Основы музицирования и импровизации» и др.), читаются авторские курсы на факультете повышения квалификации Учебно-мстодичсского центра Министерства культуры и Министерства народного образованил РБ. Выполненные на основе заявленной концепции методические разработки - авторские программы и учебные пособия получили статус инновационных проектов. Большей части из них присвоены грифы Министерства культуры Российской Федерации (Программа «Основы музыкального интонирования» для студентов фортепианных отделений консерваторий, «Семантическая азбука пианиста» - 12 альбомов, «Музыкальный букварь», «Колокольчики». Семантика на уроках сольфеджио в 4-х выпусках и др.).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Разработка проблемы осуществлялась автором в контексте интонационной теории Б.Асафьева и в русле идей М.Михайлова и М.Арановского о существовании в музыкальном языке и речи особых устойчивых интонационных образований, мигрирующих из текста в текст на протяжении длительного исторического времени. Обращая внимание на исследование свойств и функций «ходячих формул» - интонаций подобного рода, Асафьев подчеркивал их огромную роль как «общезначимых», то есть участвующих в форми-пои^иим «общеупотребительного словаря» различных эпох и стилей Михзй-лов и Арановский неоднократно отмечали закономерность появления в музыкальном тематизме устойчивых стереотипных образований, которые сохраняют круг изначально заданных значений при включении в различные художественные контексты. По существу ученые наметили далекую и увлекательную перспективу исследования этимологии музыкальных значений, продолженную и поддержанную отечественным музыкознанием (И.Барсова,
В.Холопова, Е.Чигарева, Я.Гиршман, А.Мсркулов, Р.Ходжава, и др.).
Однако вполне очевидно, что теория значений не может состояться без предварительного накопления и описания определенного количества «обще-
1 Статья з исправленном и дополненном варианте составили содержание аналитической часги монографии «Семантический анализ музыкальной темы» - стр.112-148.
8