Ви є тут

Фортепианное упражнение как жанр и как метод технического развития пианиста

Автор: 
Куликова Елена Евгеньевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2011
Кількість сторінок: 
511
Артикул:
133021
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Диссертация
Введение 2
Глава I. История развития жанра фортепианного упражнения 17
❖ О разграничении терминов упражнение, этюд, фактурная 17
формула
❖ Основные этапы эволюции механики фортепиано в период от
создания инструмента до конца XIX века 21
❖ Дополнительные механические приспособления для технической
тренировки 28
♦♦♦ Зарождение жанра технического' упражнения в клавирно-
органных и ранних фортепианных методических трудах 33
❖ Развитие жанра фортепианного упражнения от Бетховена до
конца XIX века 52
❖ Развитие жанра фортепианного упражнения в XX веке 105
❖ Выводы I главы 115
Глава II. Фортепианное упражнение как способ развития техники 119
❖ Навык и умение: определение понятий 121
❖ Особенности формирования навыка и умения 125
Сравнительные характеристики навыка и умения 125
О переносе навыка 133
Значение транспонирования 136
О некоторых стереотипах мышления фортепианных педагогов в отношении выработки навыков и умений 139
❖ Упражнение как психофизиологический процесс 160
Трактовка упражнения психофизиологами 160
Воздействие времени на процесс и результат упражнения 164
Влияние установки на процесс упражнения 167
Ь
Взаимозависимость предвосхищения и упражнения 172
Роль концентрации внимания в процессе упражнения 178
Роль подражания в упражнении 182
Особенности повтора действия в процессе упражнения 185
Значение памяти для упражнения; взаимосвязанность процессов запоминания и упражнения 189
Детская игра как способ интенсификации упражнения 197
♦♦♦ Упражнения без инструмента 203
Заключение 211
Список использованных источников 222
Приложение
Томас де Санкта Мария 256
Э. Аммербах 258
М. Й. Б. Замбер 262
Ф. Куперен 263
Ж.-Ф. Рамо , 268
И. Даубе 269
К. Ф. Э. Бах 272
Г. Лелейн 276
аббат Фоглер 277
Д. Тюрк 280
Л. Бетховен 280
М. Клементи (Введение в искусство фортепианной игры) 293
М. Клементи (Прелюдии и упражнения) 297
Л. Адам 299
И. Крамер 302
Дж. Фильд 305
Ф. Рис 306
И. Прач 306
Д. Шмитт 309
3
баховскими словами: «...путем прилежных упражнений употребление пальцев должно стать столь машинальным, что давать возможность не заботиться об этом, а
о»
полностью думать о выражении более важных вещей» . Недаром большая часть Метода как у Баха, так и у Черни и у Гуммеля, посвящена разделу об аппликатуре, которую они справедливо считали фундаментом исполнительского искусства. В «Опыте» Баха впервые в истории клавирного исполнительства «смена пальцев», т. с. подкладывание первого пальца и перекладывание длинных пальцев через первый, стала расссматриваться как «важнейший элемент аппликатуры». Освоение этого технического приема обусловило обогащение исполнительских возможностей и расширение круга технических упражнений.
Система аппликатуры, сложившаяся в XVII веке, в середине XVIII века стала претерпевать существенные изменения, которые отразились и в баховском «Опыте». Различия между ранней и* новой аппликатурными системами состоят прежде всего в том, что ранние системы использовали естественные различия в силе и длине человеческих пальцев, и, соответственно, те смены позиций, которые способствуют хорошей фразировке и артикуляции. Новая система сглаживала эти различия и смены. Практически все ранние системы учили, что есть хорошие (т. е. сильные) и плохие (слабые) пальцы. Современная система утверждает, что все пальцы могут быть использованы как достаточно сильные и ловкие. В старых системах обычным являлся прием, когда один из средних (длинных) пальцев проходит над другим (гак называемое перекладывание). Основа современной аппликатуры — подкладывание большого пальца. Водораздел между «старой» и «новой» аппликатурой проходит через середину XVIII века84.
Изменившийся стиль композиций и расширение круга тональностей (благодаря темперации) требовали новой аппликатуры и новых игровых приемов. В некоторой мере этому препятствовало строение клавиш. К примеру, измерения
м Цит. по: Цпт. изд. - С. 30.
84 Различия аппликатурных пришитой кратко освещены Е. Юшкевич в кн.: К. Ф. Э. Бах. Опыт истинного искусства клавирной игры / Пор. и ком. Е. Юшкевич. - СПб. 2005. - С. 150.
46
ОС
клавиатур клавесина от 1680 до 1750 года показывают, что длина «белой» клавиши от переднего края до края «черной» клавиши составляла 35 мм. При такой мензуре едва лишь первому пальцу приходилось нажимать «белую» клавишу, для трех средних просто нс оставалось места. Лишь со второй половины XVIII века белые клавиши начинают удлиняться, доходя на современных инструментах до 50 мм86. На бетховенском инструменте работы Графа (1825 г.) соотношение длины белых и черных клавиш еще не соответствовала сегодняшним нормам - черные
от
клавиши были более, чем на сантиметр, длиннее . Изменения аппликатурных принципов повлияли на формирование игровых навыков и на принципы артикуляции. Вес большее значение приобретала игра legato. Этот факт подтверждает, в частности, приверженность К. Ф. Э. Баха клавикорду и фортепиано, дававшими возможность связывать звуки и то внимание, которое
оо
К. Ф. Э.' Бах уделял подкладыванию первого пальца '.
Состав упражнений «Опыта...» заметно более разнообразен и миогочисленен в сравнении с предшествующими методическими трудами. Бах объединил здесь не только уже известные технические формулы мелодического и гармонического типа, но и представил некоторые менее популярные технические приемы (например, перекрещивание рук). Многие методические принципы К. Ф. Э. Баха оказались перспективными для развития техники фортепианной игры и жанра фортепианного упражнения, в частности, стремление к уравниванию технических возможностей правой и левой рук, а также всех пальцев, повышение роли аппликатуры до уровня важнейшего фактора в процессе овладения техникой исполнения, утверждение метода многократных повторений с целью образования прочных исполнительских навыков. Благодаря гибким и синтетичным аппликатурным принципам (в частности, использованию двух способов смены пальцев и приема соскальзывания), многообразным (для того времени)
85 Белыми плоские клавиши стали лишь на фортепиано (поэтому даны в кавычках), па клавесине они были черными, а выпуклые белыми.
86 См.: К Ф. О. Бах. Опыт нетшшого искусства клавпрноп игры / Пер. и ком. Е. Юшкепнч. - СПб, 2005. - С. 153.
х7 Мальцев С. М. Инструмент и педаль у Бетховена. — СПб: СПб гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 2010.-С. 23-24.
88 К. Ф. Э. Бач подчеркивает, что «. .особое значение имеет прежде всего правильное применение большого пальца...» (Цит. по: К. Ф. Э. Бах. Цит. изд. - С. 46).
47