Вы здесь

Формування конкурентних переваг комерційно-посередницьких організацій ринку газу.

Автор: 
Попов Костянтин Петрович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
0403U001424
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
коммерческо-посреднических организаций рынка газа
2.1. Особенности деятельности коммерческо-посреднических
организаций рынка газа
Сложившийся рынок газа в Украине имеет свои составляющие. Определенное место на
нем отведено коммерческо-посредническим организациям (оптовым газопоставщикам
или газотрейдерам), являющимися промежуточным звеном между субъектами поставки
газа в Украину и промышленными потребителями газа. Основой хозяйственной
деятельности коммерческо-посреднических организаций является коммерция или
коммерческая деятельность, то есть деятельность, направленная на получение
максимальной полезности от торгового соглашения [54, с. 81]. Продуктом
деятельности коммерческо-посреднических организаций является посредническая
услуга, поскольку они осуществляют поставку газа конечным потребителям,
непосредственно контактируя с потребителями.
Коммерческо-посреднические организации рынка газа выполняют хозяйственные
операции по поставкам природного газа по нерегулируемому тарифу, заключая
договоры по оптовой закупке газа от своего имени и за свой счет с целью
последующей его продажи по прямым договорам промышленным потребителям. В
деятельности оптовых газопоставщиков, как, собственно, в деятельности любой
коммерческо-посреднической фирмы значительную роль играют партнерские
взаимоотношения - с продавцами газа и с покупателями - промышленными
потребителями. Надежная система партнерских взаимоотношений в значительной мере
определяет результаты деятельности оптовых газопоставщиков. Схема
взаимодействия оптовых газопоставщиков с их партнерами показана на рис. 2.1.
Транспортировка по

ДП
магистральному газопроводу

"Укртрансгаз"
Договор

Г а з
Промышленный

Транспортировка по
потребитель
Обл- (гор) газ
газораспределительным сетям

Договор

Договор на
Оптовый газопоставщик
поставку
(ОГ)
газа
Сводка о наличии
Информация о продаже

газа у ОГ и его
газа

договоре с
Объединенное

потребителем
диспетчерское

управление

Рис. 2.1. Схема взаимодействия оптовых газопоставщиков с их партнерами.

Как следует из приведенной схемы, существования только договора на поставку
газа, заключенного между оптовым газопоставщиком и промышленным потребителем,
недостаточно. Необходимо, чтобы у потребителя были заключены договоры на
транспортировку газа. Кроме того, без соответствующей информации объединенного
диспетчерского управления облгазы не начнут подачу газа по
газораспределительным сетям потребителям.
Коммерческо-посреднические организации украинского рынка газа являются
достаточно специфическими субъектами хозяйствования, в деятельности которых,
как и в деятельности любых других субъектов хозяйствования, есть свои
особенности. С одной стороны, эти особенности обусловлены самим характером
коммерческо-посреднической деятельности, зависящей от конъюнктуры рынка, где
действуют такие предприниматели, которая, в свою очередь, определяется
существующей структурой украинского рынка газа и высокой конкуренцией среди
оптовых газопоставщиков. С другой стороны, особенности деятельности
коммерческо-посреднических организаций рынка газа обусловлены спецификой товара
- газа и вытекающими из этой специфики способами доставки газа потребителям.
Природный газ является специфическим товаром. Специфика газа как товара
заключается, прежде всего, в его универсальности. Природный газ из всех
энергоносителей является, пожалуй, наиболее универсальным и как следствие этой
универсальности не имеет сортов, марок и т.д. Поставка газа должна
осуществляться в соответствии с ГОСТом, разработанным еще во времена
административной экономики, или по специально разработанным техническим
условиям. Одним из основных параметров поставляемого газа в соответствии с
ГОСТом и ТУ является наличие посторонних примесей в газе, например, частиц пыли
и т.д. Их присутствие проконтролировать в момент подачи газа промышленным
потребителям достаточно сложно. А обнаружить их можно только в момент
использования газа. Например, вследствие присутствия каких-то механических
примесей в газе увеличивается время технологических операций.
Универсальность газа является многоаспектной. Во-первых, в природном газе,
именно в природном газе, а не в какой-либо его марке, модификации или сорте
нуждаются промышленные потребители, независимо от их отраслевой принадлежности.
Правда, природный газ для промышленных потребителей имеет разное назначение.
Для предприятий таких отраслей как металлургическая и химическая, природный газ
используется в технологическом процессе. Для предприятий других отраслей
природный газ используется в процессах обслуживания основного производства.
Во-вторых, универсальность газа, как товара, проявляется и в том, что
потребителю направляется тот газ, который в момент поставки находится в
газораспределительных сетях. Универсальность газа как товара приводит к тому,
что у оптового газопоставщика, закупившего газ с целью его последующей продажи,
газа как такового, в обычном понимании товара, нет, а есть только договоры,
подтверждающие право газотрейдера отобрать определенное количество газа из
магистрального газопровода или