2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ 12
1.1 Молодая и студенческая семья: сущность, специфика,
типология............................................ 12
1.2. Практика оказания социальной помощи студенческой
семье в России....................................... 51
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ 95
2.1. Особенности добрачного поведения студенческой молодежи.. 95
2.2. Образ жизни студенческой семьи и многообразие подходов к ее социальной защите........................ 122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................. 156
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................................. 162
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Характеристика выборочной совокупности
исследования................................ 181
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Таблицы и диаграммы........................... 185
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. При любых политических, социальных, экономических переменах сохраняется стремление человека к семейной жизни. Вытеснить его просто невозможно, так как семья есть средоточие, место соприкосновения природы и истории людей, культуры и общечеловеческих ценностей. Семья, будучи социальным институтом, одновременно способствует удовлетворению желания межличностного единения, которое является наиболее мощным в человеке. Установка на жизнь в семье и в общественном, и в индивидуальном сознании весьма стабильна.
Современное состояние семейно-брачных отношений в России вызывает серьезную озабоченность. Подавляющее число семей испытывает различного рода трудности. Политическая нестабильность, длительный экономический кризис, рост преступности, правовой беспредел создали атмосферу неуверенности в будущем. Резко упала рождаемость, увеличилась смертность, происходит значительная убыль населения, остаются высокими уровень разводимости, внебрачная рождаемость, все чаще матери отказываются от новорожденных детей. Идет процесс деформации нравственных основ семьи.
Центральная проблема исследования поставлена самой жизнью, которая указывает на существенные изменения в отношении государства к семье. Современная социальная политика в Россия не обладает достаточными возможностями для снижения негативного влияния социально-экономического кризиса на семейную жизнедеятельность. В то же время в стране резко возрос спрос на социальную защиту и социальное обеспечение со стороны государства. Актуальность темы исследования определяется острой необходимостью
19
г. - 1,8, то за первый квартал 1998 г. он сократился до 0,8 (рассчитано по (143, 7)). Более 30 % разводов приходится на семьи,
просуществовавшие менее 5 лет. В 1996 г. в России 299,3 тыс. младенцев родились вне зарегистрированного брака (11, 73-74).
Кризис семьи проявляется в трансформации ее экономической функции. Известно, что сегодня большинство российских семей испытывают серьезные экономические проблемы. Многие из них живут за чертой бедности. Кроме того, наметилась тенденция возврата части семей к производственной единице общества. В современных условиях мы рассматриваем данный факт как одну из форм выживания. Отметим, что во многом в социологии семьи еще не исследовано и возникновение следующего нового противоречия. Экономическая свобода ставит перед родителями задачу готовить детей к экономической деятельности. Однако, культура родителей в этой области, как правило, чрезвычайно низка. Старые экономические знания непригодны для новой ситуации. Парадоксальность момента заключается в том, что многие дети вынуждены самостоятельно овладевать новой экономической реальностью, более того, учить этому своих родителей.
Во многом изложенные проблемы имеют непосредственное отношение к студенческой семье, являющейся одним из типов молодой семьи. Исследование студенческой семьи для теории и практики социологической науки имеет особое значение. Для супругов-студентов примерно равное значение имеют семья и учеба в вузе. Студенческим семьям характерны и свои подходы к вопросам межличностных отношений между супругами, к материальному благополучию, к различным семейным ценностям. Типичная модель таких семей обычно включает в себя такие параметры, как однородность, демократизм, личностную свободу, взаимопонимание, взаимовыручку. В тоже время для них характерны и стереотипные проблемы: отсутствие жилья,
20
финансовые трудности, слабая подготовка к семейной жизни, психологические перегрузки, откладывание реализации потребности в детях и т.д.
Для полного, комплексного и всестороннего анализа студенческой семьи, на наш взгляд, необходимо рассмотреть в целом молодую семью. Изучение общности более высокого порядка позволит увеличить объективность исследования и значимость выводов и предложений. Говоря о молодой семье, прежде всего, следует обозначить проблему определения объекта анализа. Отметим, что в настоящее время нет единого, общепринятого определения термина «молодая семья», как с теоретической точки зрения, так и с практической стороны. Различные исследователи исходят из разных критериев - длительности брака, предельного возраста супругов и т.д. Даже на уровне федеральных и региональных законов, в документах Комитета по делам молодежи РФ отсутствует четкое, единое определение.
Любопытно отметить такой факт: несмотря на то, что
проблемами молодой семьи в той или иной степени занимаются уже достаточно давно такие крупнейшие отечественные ученые, как: А.И. Антонов, С.И. Голод, Т.А. Гурко, М.С. Мацковский, Л.Я. Рубина, БД. Урланис и др., а молодая семья на протяжении как минимум последних 25 лет является объектом серьезных научных исследований, но единого определения молодой семьи не существовало и 20 лет назад (39, 4), и 10 лет спустя (35, 16). Такое положение вещей сохраняется и в настоящее время.
Социолог Т А. Гурко рассматривает в качестве молодых семьи со стажем совместной жизни 3 года, в которых супругам не более 30 лет и оба они состоят в первом браке (44, 34). По мнению автора, выбор предела длительности брака, возраста супругов и очередность брака
- Київ+380960830922