Ви є тут

Пластика Передней Азии II - первой половины I тысячелетия до н. э. : К проблеме интерпретации памятников как произведений изобразительного творчества

Автор: 
Блэк Вирко Борисовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1998
Артикул:
1000248658
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................. 3
Обзор литературы................................................... 27
Глава 1. Пластика старовавилонского периода и касситского Вавилона. Конец III тысячелетия - XII век до н.э.............................. 76
Глава 2. Скульптура хеттов и хуриттов. II - первая половина I тысячелетия до н.э.................................................... 117
Глава 3. Пластика в искусстве Восточного Средиземноморья: Сирии, Финикии и Палестины. II - первой половины I тысячелетия до н.э
218
Глава 4. Характер пластики Ассирии XIII - VII вв.до н.э..................241
Глаза 5. Образный художественный строй скульптуры Урарту VIII - VI веков до н.э........................................................ 272
.Глава 6. Пластика Нововавилонского .периода. Конец VII - конец VI---------
веков до н.э.......................................................... 282
Заключение .......................................................... 306
Библиография ........................................................ 317
Список иллюстраций .................................................. 334
Приложение 1. Указатель географических названий ..................... 354
ВВЕДЕНИЕ
С глубочайшей древности в жизни обществ Передней Азии на разных стадиях развития переднеазиатской цивилизации зачастую первостепенную и даже главенствующую роль играли изображения людей и животных. Основой и непосредственным поводом для их появления в виде элементов в росписи на керамике и скульптурных композиций были очень рано возникшие культово-магические верования. В основе их лежали реально важные наблюдения нал явлениями окружающего мира: например, сменой времен года, частей суток, т.е. чередованием тьмы и света, угасанием и возрождением природы, рождением новых существ и их смертью, исчезновением, наконец, над сияющим днем солнцем, светящей по ночам луной и яркими звездами, их особой недосягаемой подвижной жизнью. Отразились в них и сферы деятельности людей - их естественные занятия: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство. Наблюдения, практический опыт бессчетных человеческих поколений претворился в сложной системе обобщающих понятий, которые по
сути своей отражали действительность: многократно повторяющиеся
конкретные факты сложились, объединились в суммарные образы-понятия, в частности, о добре и зле, о длительности-долговечности тех или иных явлений, о победоносности и покровительстве в их различных оттенках, о плодородии и изобилии. Образы такого рода находили воплощение в изобразительных формах, равнозначных им по со-
держанию и многоплановых по средствам пластического воплощения. Олнако, в подавляющем большинстве примеров, независимо от степени обобщения художественной формы, в основе как общей конструкции-построения изображений, так и трактовки их частей лежат реальные наблюдения, преломленные через призму тысячелетнего творческого опыта и сложившихся на его основе традиций.
Изучение изобразительных памятников Передней Азии логически закономерно шло в первую очередь по пути раскрытия, расшифровки их
-62-
Многие вопросы этого круга содержат издания "Мифологии древнего мира"(1977))П, "Ритуалы и мифы древней Анатолии" В.Г.Ардзинбы (1982)1И, "Логика мифа" Я.Э. Голосовкера (1987) 140.
Проблемы истории, археологического изучения, языкознания, мифологии, религии, материальной культуры различных областей древней Передней Азии освещены в книгах Л.Вулли "Ур халдеев" (1961)14*, эпос о Гильгамеше ("О все видавшем"), переведенный с аккадского, с очень ценными в научном плане комментариями и статьей И.М.Дьяконова (1961)142, К.В.Керама "Узкое ущелье и Черная гора" (1962)143, С.Н. Крамера "История начинается в Шумере" (1965)Ш,
В.Замаровского "Тайны хеттов" (1968)145, Йозефа Клима "Общество и культура древнего Двуречья" (1967)146. Очень интересны имеющиеся в них сведения: комментарии В.В.Иванова к сделанным им же переводам поэзии и прозы народов Малой Азии 11—I тысячелетий до н.э., опубликованным под названием "Луна, упавшая с неба. Древняя литература
147
Малой Азии” (1977) , работы В.К.Афанасьевой "Гильгамеш и Энкиду.
148
Эпические образы в искусстве* (1979) и блестяще выполненные ею
,йМифология древнего мира /Пер. с англ.; отв. ред. В.А.Якобсон; предисл. И.М.Дьяконова.- М.: Наука, 1977.
139
B.Г.Ардзинба. Ритуалы и мифы древней Анатолии./ Отв. ред. В.В. Иванов. - М.: Наука, 1982.
140 Я.Э.Голосовкер. Логика мифа./Отв.рел. Е.М.Мелетинский.- М.:Наука,1987.
141Л.Вулли.Ур халдеев./Пер.с англ.;отв.ред.И.С.Кацнельсон.-М.:Наука, 1961.
142
Эпос о Гильгамеше: 0 все видавшем./ Пер. с аккадск., комм, и прил. И.М.Дьяконова, отв. ред. В.В.Струве.- М.-Л.: АН СССР, 1961.
143 К.В.Керам. Ук.соч..
144
C.Н.Крамер. История начинается в Шумере./ Пер. с англ.; ред. и предисл. В.В.Струве.- М.: Наука, 1965.
145 В.Эамаровский. Тайны хеттов./ Пер. со словац.; ред. и предисл. В.В.Иванова.- М.: Наука, 1968.
146
й.Клима. Ук.соч..
147 Луна, упавшая с неба...
148 В.К.Афанасьева. Гильгамеш и Энкиду: Эпические образы в искусстве.- М.: Наука, 1979.- (Культура народов Востока. Материалы и исследования)
-63-
переводы в книге "От начала начал: Антология шумерской поэзии"
149
(1997) , Э.Кленгель-Брандт "Путешествие в древний Вавилон" (1970,
1979) 150, Э.Церена "Библейские холмы" (1966, 1986)1Я, Дж. Г.Маккуина "Хетты и их современники в Малой Азии" (1983)' . (Не говоря уже о работе В.Вузескула "Открытия XIX и начала XX века в области истории древнего мира" (1923)1 , посвященной собственно археологическим изысканиям).
Большой комплекс фактических сведений содержат сборники статей, являющиеся результатами исследований многих иностранных и русских специалистов разного профиля (но не искусствоведов)
"Древняя Анатолия" (1985) 154 и "Древняя Эбла"155 (1985). В книге М.Римшнейдер "От Олимпии до Ниневии во времена Гомера" (1977)154 есть глава "Изобразительное искусство". Написана книга на основе оперирования обширным материалом и на широком историческом фоне, свободно по литературной форме, с живыми ассоциативными сопоставлениями. В такой работе, рассчитанной не только на специалистов, но и на широкие круги читателей, особенно важны точные и верные характеристики эстетических качеств произведений изобразительного творчества. Однако, подавляющее число таких определений в названном издании бездоказательно субъективно.
149
От начала начал: Антология шумерской поэзии./ Вст.ст., пер. и комм., словарь В.К.Афанасьевой.- СПб: Петербургское востоковедение, 1997.
150
Б.Klengel-Brandt.Reise ln das alte Babylon.-LeipzigrPriema-Verlag,1970.
151 Э.Церен. Библейские холмы./ Пер с нем.; предисл. и прим. Д.П. Калли-стова, послесл. А.А.Нсйхардт.- М.: Правда, 1986.
1Я Дж.Г.Маккуин. Хетты и их современники в Малой Азии./ Пер. с англ.; под ред. В.Г.Ардзинба.- М.: Наука, 1983.
155 В.Буэескул. Открытия XIX и начала XX века в области истории древнего мира. Часть 1. Восток.- Петербург: Академия, 1923.
154 Древняя Анатолия./ Сб.ст..- М.: Наука, 1985.
155 Древняя Эбла. Раскопки в Сирии./ Общ.ред. и заклкн.ст. H.М.Дьяконова.-М.: Прогресс, 1985.
156
М.Римшнейдер. УК.соч..