ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Глава первая. Представительная демократия и гражданская модель участия в избирательном процессе. Глава вторая. Смысловое и функциональное содержание политического маркетинга.
Глава третья. Социальные и нравственно-психологические детерминанты политического маркетинга.
Глава четвертая. Политический маркетинг и проблемы политического выбора.
Заключение
\
Приложение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное состояние российского общества свидетельствует о том, что оно далеко от реального воплощения основных констант демократии как формы власти и типа культуры. Социально-экономическая нестабильность, отсутствие четкой и перспективной программы развития, всеобщая девальвация духовных ценностей, недоверие широких масс населения к властным структурам, пассивное отношение людей ко многим политическим акциям, в частности, к выборам - все это и многое другое свидетельствует о глубоком кризисе общества, о серьезных изъянах в становлении представительной демократии, политической и правовой культуры.
В связи с этим существенно возрастает значимость теоретического осмысления специфики политических процессов в переходный период, места и роли избирательной системы, путей повышения эффективности гражданской модели участия в избирательном процессе. Одной из ключевых становится проблема соответствующей организации выборов в представительные и исполнительные органы власти. Выборы являются не только своеобразной формой «преобразования» голосов избирателей в депутатские мандаты, но и основной формой участия граждан в политических акциях, главной предпосылкой функционирования представительной демократии, той базовой «юридической структурой», внутри и в рамках которой через избирательные правила и процедуры, стандарты и ограничения осуществляется конституирование демократической государственности, артикулируются и агрегируются интересы граждан.
15
вождающей ее» избирательной системы, повышения эффективности всего комплекса государственно-правовых отношений в условиях демократии.1
Но проблемы демократии, и прежде всего демократии представительной, связаны еще с одним весьма важным аспектом. Что мы имеем в виду?
Представительная демократия при определенных, точнее, сложных и противоречивых социально-экономических и политических ситуациях, способна в той или иной мере «отторгать» от себя свою сущностную основу как демократии представительной, «обрамлять» себя чертами корпоративной, авторитарной модели организации демократической власти. Представительная демократия означает переход от мобилизационной к гражданской модели участия в избирательном процессе. При мобилизационном участии поведение человека (избирателя) определяется установками сверху. Участие в выборах четко и строго регламентируется по направленности, форме и мере. Власть указывает, за кого надо отдать голос. Гражданская модель участия предполагает свободу волеизъявления, возможность выбора. Воля народа не отождествляется с его прямым участием. Она выражается как непосредственно на выборах, так и делегируется депутатам, представительным и исполнительным органам, которые в пределах предоставляемых им полномочий самостоятельно формируют и антиципируют (предвосхищают) народную волю, а порой (что нередко наблюдается в практике) дейст-
' См.: Гаджиев Г.О. О перспективах демократической государственности в России // Полис, 1994, №3; Что такое демократия. Из брошюры «Парламентская демократия» // Полис, 1992, №3; Паренти М. Демократия для немногих. М, 1990; Скотт Дж. Конфликты. Пути их преодоления. Пер. с англ. Киев, 1991.
16
вуют вопреки ей, преследуя иные интересы. Но в своем идеальном варианте отношения между избирателями, народом в целом и их уполномоченными представителями строятся на основе контроля, доверия, конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц и их ответственности перед гражданами. Мы можем констатировать, что на этой краеугольной основе базируется (может базироваться) публичная власть, ее организация и функционирование.
Говоря об этом, мы имеем в виду, что на этой основе осуществляется разделение властей и возникает политическая ответственность государственных органов перед народом. Эти два взаимосвязанных процесса позволяют поставить вопрос о том, что общепринятая теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в какой-то мере является неполной. В ее содержании в том или ином аспекте должно быть найдено место и для избирательной власти, через которую в первую очередь реализует свой суверенитет общество. Вопрос об избирательной власти уже ставится в соответствующей литературе1, он, на наш взгляд, заслуживает внимания. Именно избирательная
/
власть выражает фундаментальное разделение между государством и обществом функций политического управления, фиксирует в рамках закона по л итико-правовые границы и гарантии их взаимодействия и взаимозависимости.
Достаточно четкую трактовку представительной демократии дает, например, Р. Дарендорф. Вопреки буквальному значению, отмечает он, «демократия - не «правление народа»; такого на свете просто не бывает. Демократия - это правительство, избираемое народом, а если необходимо - то народом и смещаемое; кроме того, демократия - это
1 См.: Представительная демократия и электорально-правовая культура. М., Весь мир, 1997, с. 20-21.
- Київ+380960830922