Содержание
Введение
Обзор литературы
Собственные исследования
1. Материалы и методы исследований
2. Результаты собственных исследований
2.1. Кадровое обеспечение ветеринарной службы в сельских районах
2.2. Маркетинговые исследования рынка ветеринарных услуг и товаров в сельских районах
- 2.2.1. Объем рынка ветеринарных услуг;
- 2.2.2. Структура рынка ветеринарных услуг;
- 2.2.3. Сегментация рынка ветеринарных услуг
в отдельных отраслях животноводства;
- 2.2.4. Рыночный спрос на ветеринарные услуги и товары
2.3. Материальные затраты на осуществление рынка ветеринарных услуг в сельских районах
2.4. Платные ветеринарные услуги, оказываемые ветеринарными учреждениями и специалистами в сельских районах
2.5. Разработка бизнес-плана ветеринарных учреждений и специалистов сельских районов, оказывающих платные ветеринарные услуги
Заключение
Выводы
Библиографический список литературы Приложения
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Ветеринарную службу в сельских районах осуществляют учреждения государственной ветеринарной службы, ветеринарные специалисты производственной ветеринарной службы сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, а также ветеринарные специалисты, занимающиеся предпринимательской деятельностью. В районном звене ветеринарной службы решаются общегосударственные задачи ветеринарии. Руководящим и организующим звеном ветеринарной службы в сельских районах являются государственные ветеринарные объединения, станции по борьбе с болезнями животных. С внедрением рыночной экономики в аграрный сектор ветеринарная служба в сельских районах переходит в новые взаимоотношения, она должна совершенствоваться в первую очередь, ее структура должна соответствовать изменяющейся структуре местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Она должна обеспечить выполнение законодательных, правовых и нормативных актов Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Федерации
Б этих условиях имеется настоятельная необходимость научной разработки вопросов, связанных с рынком ветеринарных услуг, рыночными взаимоотношениями с потребителями ветеринарных услуг, законодательной основы развития ветеринарного дела в сельском районе, новых форм функционирования государственной и производственной ветеринарных служб, предпринимательских ветеринарных структур.
Научная новизна работы. Проведено комплексное исследование рынка ветеринарных услуг (товаров) в сельских районах Республики Татарстан. Осуществлено теоретическое обоснование основных направлений совершенствования ветеринарной службы сельского района в условиях формирования рынка ветеринарных услуг. Разработаны принципиально новые правовые и нормативные документы, регу-
26
задачи по обеспечению ветеринарного благополучия животноводства, производства доброкачественных животноводческих продуктов, охраны людей от болезней, общих для человека и животных (И.Н. Никитин, Л.Т. Анишин, Н.М. Василевский и др., 1908).
Поэтому возникает необходимость совершенствования организации труда ветеринарных специалистов и реорганизации ветеринарной службы в первую очередь на уровне района (A.A. Грудкин, 1993).
Вопросам ветеринарной экономики во всем мире придают большое значение. Это обусловлено необходимостью удешевления производства качественной животноводческой продукции, один из путей которого -снижение потерь от болезней, уменьшение затрат на ветеринарное обслуживание животных и повышение эффективности ветеринарных мероприятий (О.З. Исхаков и др., 1993; М.Г. Таршис, В.Н. Гущин, 1992).
Экономические расчеты необходимы также для выбора более дешевого направления, метода или средства борьбы с болезнью и ее профилактики. Система борьбы с инфекционными болезнями животных должна основываться на сочетании ветеринарных, зоотехнических и хозяйственных мероприятий с учетом их экономической эффективности (D. Ur-baneck, 1985; A.A. Бойко,1983; Х.Г. Гизатуллин, 1971; И.Н. Никитин, 1974;
S. Von Antik, G. Trbojevic, 1976; I. Iliev, I. Boikov, 1981).
По мнению американских специалистов, важнейшее значение в повышении эффективности ветеринарной деятельности имеют затраты на все виды услуг. Окупаемость затрат на ветеринарные мероприятия является критерием эффективности ветеринарной службы. По их данным, фермеры США от снижения потерь из-за болезней животных, предотвращенных в результате использования разных препаратов, экономят ежегодно 2 млрд. долл. По другим данным, в результате
27
проведения различных ветеринарных мероприятий национальный доход США возрастает на 10 млрд. долл., а фермеры получают в среднем 3 долл. прибыли на каждый затраченный доллар. Высокая эффективность ветеринарного обслуживания компенсируется хорошей оплатой труда специалистов (М. Г. Таршис, В.Н. Гущин, 1992).
0.3. Исхаков и др. (1993) отмечают, что потери, причиняемые животноводству разных государств, не превышают 10-40%: в
промыюшленно-развитых - 10-20, а в некоторых развивающихся - 30-40% от стоимости валовой продукции отрасли. И это несмотря на использование многочисленных лечебных и профилактических средств.
В США 73% хозяйств пользовалось ветеринарными услугами (консультации, покупки у ветеринарных врачей препаратов и др.) Плата за услуги ветеринарных специалистов в 1985 году от общей суммы затрат фермеров составила 62% за оказание профессиональных услуг и 38 - за ветеринарные средства. Максимальный процент затрат приходятся на молочное (47%) и мясное скотоводство (34%), что обусловлено борьбой с маститом, потери от которого в США превышали 2 млрд. долл., а также бесплодием, ущерб от которого (по данным 1979 года) составлял ежегодно
2,5 млрд. долл..
*
Затраты па ветеринарные цели в среднем по отраслям составляли 1-2% от стоимости валовой продукции отрасли. Таким образом, затраты на ветеринарное обслуживание животноводства, как минимум, в 5 раз меньше средних потерь от болезней. В промышленно-развитых странах они достигают 15% от стоимости валовой продукции, что согласуется с результатами сравнения абсолютных показателей потерь и затрат на препараты в США (О.З. Исхаков и др., 1993; М.Г. Таршис, В И. Гущин, 1992).
- Київ+380960830922