СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ................................................. 4
I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ..................................... 8
1.1 Особенности развития сос тояния стресса и адаптации организма сельскохозяйственной птицы..................... 8
1.2 Влияние факторов внешней среды па эмбриональный и ранний постэмбриональный периоды онтогенеза сельскохозяйственной птицы.............................. 22
II. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.......................... 35
2.1 Схема исследований .............................. 35
2.2 Физиологические показатели, характеризующие
состояние стресса у птиц.......................... 41
2.3 Оценка роста и сохранности цыплят................... 46
2.4 Статистическая обработка экспериментальных данных... 47
III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ................................. 48
3.1 Характеристика качества инкубационных яиц, условий
инкубации и содержания цыплят........................ ^
3.2 Исследование стресс - реактивности организма эмбрионов кур во второй половине инкубации..........
3.3 Изучение состояния стресса и адаптации организма
70
цыплят в течение периода вылупления..............
3.4 Исследование влияния развития состояния стресса у цыплят в период вылупления на дальнейшие рост и
91
развитие..........................................
3.5 Экономическая эффективность
105
IV. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 109
V. ВЫВОДЫ.................................. 116
VI. СВЕДЕНИЯ О ПРАКТИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ...................... 119
VII. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАУЧНЫХ ВЫВОДОВ 120
VIII. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........ 121
IX. ПРИЛОЖЕНИЯ.............................. 136
13
В классе птиц выделяют представителей обеих вышеупомянутых групп (Л.М.. Промптов, 1956). Гак называемые выводковые или зрелорож-дающие (матуронатные) птицы, например, куриные, гусиные или кулики, вылупляются зрячими и слышащими и в первый же день могут самостоятельно передвигаться и принимать пищу (клевать). Представители другой группы - птенцовые или незрелорождающие (имматуронатные), например, голуби, совы, все воробьиные вылупляются совершенно беспомощными, долго остаются в гнезде на попечении родителей. Они появляются из яйца слепыми, с закрытым слуховым проходом. Пуховой покров у них почти отсутствует, терморегуляция очень несовершенна, координация движений устанавливается лишь в течение последующих дней.
Момент вылупления играет особую роль в формировании поведения организма во внешней среде, так как происходит включение влияния различных факторов. По предположению А.Н. Промптова (1956), момент вылу-пления птенца, совпадающий с началом влияния на ею развитие внешних факторов, назван натальным биостартом.
Эмбриогенез птиц, протекающий, вис организма матери, позволяет исследователям попытаться управлять процессами, особенно в эмбриогенезе. Согласно Н.Г. Колобовой (1975) в этот период происходят становление функций и интеграция элементов нейроэндокринной системы, эффективность импринтинга у цыплят зависит ог стадии развития, а наибольшая наблюдается в раннем возрасте.
В результате эволюции выработались особые морфофункциональные механизмы адаптации (А.Н. Северной, 1967; S. Ramachadran, J. Kliska, F. Ungar, 1969). Для проклева скорлупы необходим прочный клюв, однако, в этот период эмбриональные кости не полностью еще минерализованы и соответственно легко деформируются. Поэтому для разрушения скорлупы у цыпленка имеется специальное приспособление - так называемый «цыплячий зуб» (В.И. Фисиннн, И.В. Журавлев, Т.Г. Айдинян, 1990). Следует отметить,
что в период вывода особую роль играет небольшая мышца шеи, которая перед вылупленном набухает, именно в это время энергия сокращения этой мышцы, а после вывода последняя атрофируется (В.П. Рольиик, 1968).
Взаимоотношения эмбриона с внешней и внутренней средой яйца обеспечиваются благодаря деятельности временных (провизорных) органов, в том числе желточного мешка, амниона, аллантоиса (0.3. Буртов, Ю.С. Голдин, И. П. Кри вопи шин, 1990).
Основная функция желточного мешка при этом заключается в абсорб-
ф
ции питательных веществ желтка, а также их переноса к эмбриону (М.Н. Рагозина, 1961). Кроме того, желточный мешок с его сосудами выполняет дыхательную функцию с 5 суток полностью, а с 5 до 10 - частично (A.L. Romanoff, A.J. Romanoff, 1967).В дополнение к этому, желточный мешок до 8-11 суток инкубации является резервуаром запасов гликогена (М.Н. Рагозина,
t
1961).
Исследования A.L. Romanoff, A.J. Romanoff (1967) показали, что в течение всего периода инкубации яиц куриных (выводковые) эмбрион использует 42 % запасов липидов, тогда как у восточного домашнею вьюрка (птенцовые) ассимилируется 99 %. У последних алиментарный тракт ко времени вывода практически полностью развивается, «созревает». Однако, у домашних кур рост и развитие алиментарного тракта резко ускоряются лишь в последние дни инкубации, а окончательное же становление функции пищеварительного тракта происходит в течение первых одной-двух педель по-стнагальной жизни (В.М. f reeman, 1978). В связи с неполной зрелостью алиментарного тракта, у цыплят к моменту вывода в значительных количествах остается неиспользованным остаточный желток, втягивание которого в брюшную полость начинается на 19 сутки инкубации. Уже через 8 дней после вывода остаточный желток практически полностью рассасывается (А.Г. Romanoff, A.J. Romanoff, 1967). Поданным В.М. Freeman (1974) процесс втягивания желточного мешка в брюшную полость контролируют гормоны щи-
- Київ+380960830922