2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................3
1. Профессиональная социализация как составляющая процесса формирования личности.............................................19
1.1. Понятие, сущность и этапы профессиональной
социализации.................................................19
1.2. Профессиональное самоопределение как составляющая профессиональной социализации...................................41
1.3. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение молодежи........................................................60
2. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи: соотношение социального и индивидуального........................101
2.1. Эффективность профессионального самоопределения школьников......................................................101
2.2.Динамика профессионального самоопределения студенческой молодежи в процессе получения высшего профессионального образования....................................................120
2.3.Роль формальных социальных институтов в формировании профессионального самоопределения учащейся молодежи............134
Заключение.........................................................162
Библиография.......................................................168
Приложения.........................................................182
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования:
Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, являясь средством самоутверждения человека в обществе, становится сегодня одним из главных решений в жизни каждого молодого человека. В рыночных условиях правильный выбор профессии предоставляет молодому человеку прекрасные перспективы приобретения социального положения. Сколько приобретет или потеряет общество и сама личность, зависит от того насколько эффективно, в соответствии со своими склонностями и интересами, а также потребностями экономики страны, отдельного региона, юноши и девушки осуществят свой выбор профессии.
Современное состояние российского общества, вызванное быстрыми социально-экономическими изменениями, порождает ряд проблем, связанных с базовым профессионачьным выбором личности. Во-первых, в любом процессе исторической трансформации одним из самых прямых выражений системных изменений является изменение структуры занятости и профессиональной структуры. Потребности общества в профессиях, ориентированных на прежнюю экономику постоянно сокращаются, что приводит к депрофессионализации определенных групп и слоев населения, представители которых имеют специальности, не востребованные на рынке труда, а также не обеспечивающие условий существования. Вместе с тем, возникают и утверждаются новые для российского общества профессии менеджеров, маркетологов, банковских служащих и других, происходит формирование новой социальной структуры, характеризуемой сдвигом от производства товаров к услугам, увеличением рабочих мест для менеджеров и сокращением рабочих мест в сельском хозяйстве и промышленном производстве. Все это приводит к смене иерархии престижа профессий в общественном сознании. У молодежи формируется новое представление о месте и роли профессий и профессиональных достижений в жизни человека, о целях профессиональной деятельности и способах ее достижения.
20
исследованиях Т.Парсонса1. В социологической энциклопедическом словаре отмечается, что «социализация - это процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе»2. Таким образом, под социализацией, как правило, понимают приобщение подрастающего поколения или индивида к социальной жизни, вхождение его в общество.
Социализация многими исследователями рассматривается как многомерное явление (Л.Я.Аверьянов, Л.М.Митина, С.В.Паирель) состоящее яз ряда «частных» социализаций, осуществляемых в ключевых сферах жизнедеятельности человека: поло-ролевая, политическая, правовая,
экономическая, профессиональная и т.п. Успех каждой их них, и в особенности профессиональной, обеспечивает полноценную продуктивную, творческую жизнедеятельность личности в мнотообразных социальных связях общественной жизни, что и обосновывает потребность изучения различных видов социализации. Основываясь на том, что профессиональная социализация является частным проявлением социализации, дальнейшее рассмотрение этого процесса, будет осуществляться нами с использованием основных теоретических подходов к процессу социализации личности в целом.
Основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд, качественному выполнению которого во многом способствует успешная профессиональная социализация. В современном обществе профессиональная социализация осуществляется по отношению ко всем членам общества, за исключением недееспособности или нетрудоспособности индивида. Профессиональную
1 Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Под.рсд. Ерофеева С.А. - М., 1998. - С. 293.
' Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Осипова Г.В. - М.. 1998. - С. 328.
21
социализацию можно рассматривать как совокупность тех форм деятельности, в результате которых индивид или группа усваивает
профессиональную культуру, становясь субъектом профессиональной
деятельности. Опираясь на родовое понятие «социализации», профессиональную социализацию в широком смысле слова можно определить как процесс становления профессионального мышления, процесс интериоризации новой профессиональной реальности, включающей познание профессиональной действительности, усвоение новых профессиональных знаний, приобретение навыков профессионального
поведения и реализация их в реальной действительности.
Несмотря на то, что в последние годы представление о
профессиональной социализации как существенной стороне общего процесса формирования личности находит все большее признание в трудах российских и зарубежных авторов, «профессиональная социализация» как понятие пока еще отсутствует в большинстве словарей и энциклопедий. Л.М.Митина предлагает рассматривать профессиональную социализацию с одной стороны, как процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоения профессионального опыта, овладения стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другой стороны, как процесс активной реализации накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы адаптивного поведения проявляются не как слепое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие1. Понятие «профессиональная социализация» суммирует в себе, таким образом, весь объем качественных характеристик, который необходим человеку для становления и реализации профессиональной "Я-концспции". В свою очередь под Я-концепцией принято понимать относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознанную, переживаемую неповторимую систему представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое
1 Проблемы профессиональной социализации личности. / Под ред. Митиной Л.М., - Кемерово. 1996. - С. 9.
- Київ+380960830922