Ви є тут

Вторичная занятость студентов : На материалах вузов г. Пензы

Автор: 
Капезина Татьяна Тимофеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273900
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................. 3
Глава I. Теоретико-методологические основы анализа проблем студенческой молодежи.............................. 10
1.1. Студенчество как самостоятельная социальнодемографическая группа..................................... 10
1.2. Социализация студенческой молодежи в вузе..............28
Глава 2. Трудовая деятельность студентов и социализация будущего специалиста ...................................... 56
2.1. Специфика статусной позиции работающих студентов.......56
2.2. Основные мотивы трудовой деятельности студенчества.... 83
2.3. Влияние трудовой деятельности студентов на социальнопрофессиональную адаптацию и трудоустройство после окончания вуза...................................................... 104
Заключение................................................ 138
Список литературы
145
3
Введение.
Актуальность темы исследования. В современных условиях России вопросы экономического положения и материального обеспечения студентов, приобрели острый характер. Снижение уровня жизни большей части населения, безработица, развитие форм платного образования, мизерные стипендии заставляют студентов обращаться к поискам дополнительных заработков.
Выпускникам вузов предстоит решать возникающие в обществе проблемы, и от того, каких принципов, норм и ценностей придерживается современная студенческая молодежь во многом зависит либо успех, либо неудача предпринимаемых попыток модернизации общества.
В условиях рыночного реформирования российской экономики, наряду с сокращением численности и доли занятого в экономике трудоспособного населения, быстро увеличивается контингент студентов очной формы обучения, сочетающих обучение с работой в различных сферах деятельности. Сегодня трудовой деятельностью охвачено уже несколько миллионов студентов, еще больше студентов ищут работу'. Таким образом, трудовая деятельность студентов приобрела в современном российском обществе массовый характер. В процессе трудовой деятельности у студенческой молодежи формируются новые представления о роли профессии и профессиональных достижений в жизни, целях профессиональной деятельности и о способах их достижения, меняются ценностные ориентиры, критерии социальной дифференциации. Отмена системы распределения выпускников, коммерциализация образования, инфляция - все это превращает выживание современного студента в одну из острейших социальных проблем, и трудовая деятельность выступает одним из элементов защищенности студентов.
В связи с этим резко возрастает актуальность исследования трудовой деятельности студентов. Особый интерес представляет исследование влияния вторичной занятости студентов на их ценностные ориентации, социально-
15
юношеских групп. На стадии кофигуративной культуры уже возникают разного рода межпоколенные конфликты.
В современном обществе темпы развития ускорились настолько, что опыт старших поколений может даже мешать оценке новых, до этого не возникавших обстоятельств. Префигуративная культура ориентирована преимущественно на будущее, взрослые учатся у своих детей.
Таким образом, Маргарет Мид обосновывает зависимость динамики межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития. Социальную роль молодежи, как особой социальной группы она видит в подготовке почвы, на которой может возникнуть будущее общество.
В отличие от западной социологии, в советское время молодежь долго не рассматривалась как самостоятельная социальнодемографическая группа, поскольку, по мнению известного российского социолога В.Т. Лисовского, выделение таковой противоречило бы официальной идеологической доктрине о социально-политическом единстве общества и его классовой структуре. [182, с. 113]. Одно дело говорить о молодежи, как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое - признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам.
Полемика между учеными по поводу критериев выделения молодежи в самостоятельную социальную группу, а также ее возрастных границ имеют давнюю историю. Существует множество различных подходов к предмету изучения - с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии и т.д.
16
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции: в зависимости от конкретных, исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [ 182, с.32].
Что касается поколения, то в социологическом плане
поколение определяется спецификой экономических и культурных условий, соответствующих определенному историческому периоду, на основе которых происходит процесс его становления как сходной по мышлению и деятельности социальной общности.
С.И.Иконникова и В.Т.Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения
является не только возраст, но и единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. С возрастом
поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой. «Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий - важный показатель позиции молодежи в обществе» [73].
Практически во всех теориях молодое поколение рассматривается как движущая сила инновационных изменений. Инновационный потенциал основывается на критически переосмысленном и переработанном молодым поколением историческом опыте, который в результате освобождается от устаревших стереотипов мышления и образцов поведения.
Конфликт между старшим и младшим поколением способствует
социальному продвижению в сторону прогресса.