Ви є тут

Психотехника актера в процессе обучения в театральной школе : Теория и практика

Автор: 
Грачева Лариса Вячеславовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2005
Артикул:
275645
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление:
Введение Глава первая.
Системность развития психофизического аппарата актера в процессе обучения.
§1. Теоретическое обоснование проблемы психофизического развития в процессе обучения.
§2. Методология и методика
первого этапа обучения - «Актерская терапия».
§3. Практика применения (дневник тренера).
Глава вторая.
Проблема развития актерского воображения в системе обучения.
§1. Теоретические проблемы феномена «актерское воображение».
§2. Методология обучения, этапы развития воображения.
Глава третья.
Проблема перевоплощения.
§1. Теоретическое обоснование механизмов возникновения «другой» личности.
§2. Регулирующая роль слова в организации поведения в жизни и на сцене.
§3. Методология и практика обучения; «тренинг действия», «ролевой тренинг» (дневник тренера).
С.4
С. 29
С. 30
С. 43 С. 53
С. 100 С. 100 С.126
С. 163 С. 163 С. 201 С.237
3
Глава четвертая.
Изучение динамики развития студентов театральной школы в процессе обучения.
§1. Анализ динамики психофизического развития в процессе обучения.
§2. Опыт экспериментального исследования воздействия упражнений «на воображение».
§3. Исследование влияния речевой регуляции на активизацию творческого потенциала.
§4. Исследование объективного воздействия отдельных направлений актерской тренировки.
Заключение.
Приложение 1:
«Принципы родства» Э. Барбы в актерской психотехнике. Театральная антропология.
Приложение 2:
Порядок, методика, результаты экспериментов.
Приложение 3:
Записки тренера; репетируем Пушкина.
С.263 С.267 С.286 С.297 С.309 С.328
С.342 С.364 С.438
Литература
С. 455
48
физиологическую реакцию сразу после выполнения, например, ощутимая вибрация в определенных группах мышц, результат других становится видимым в этюдах - заданиях по актерскому мастерству, он выражается в свободе восприятия и реакции.
Всех «верующих» и «неверующих» в действенность некоторых нетрадиционных упражнений соединят, представляется, предпринятые нами исследования, направленные, в том числе, на проверку влияния ряда упражнений на психофизиологическое состояние (психофизиологические характеристики) испытуемого. Используемая аппаратура новейшего поколения позволяет фиксировать изменения до и после упражнения, а также в процессе выполнения некоторых упражнений.
Другая трудность применения некоторых упражнений в принципиальной невозможности показать результат, скажем, на зачете по актерскому мастерству. «Работа над собой» принципиально не может превращаться в зрелище, более того, «свидетели» мешают участникам, на первом курсе студенты еще не могут игнорировать такой сильнейший объект внимания, как зрители. Следовательно, показ превращается в профанацию, даже если члены кафедры и гости, приглашенные на зачет, преодолеют скуку. Подобный пример был на уже упомянутом семинаре по тренингу в Москве. Одна из театральных школ показала упражнение, непривычное для актерского мастерства. Группа студентов собралась в кружок и после неких «ритуальных» движений принялась демонстрировать освобожденность, импровизационное самочувствие и т.д. Упражнение известно автору, мы убеждены в его полезности, но последующая демонстрация вызвала недоумение у всех, дискредитировала смысл.
Наверное, единственным объективным доказательством действенности упражнений «актерской терапии» и целесообразности их применения, кроме веры в них, может стать психофизиологическое исследование. Педагоги должны знать характер и динамику изменений мышечной «брони», порогов восприятия, изменения в объеме, концентрации и переключаемости внимания, диапазон изменений по типу (или внутри типа) механизма саморегуляции, стратегию адаптации нервной системы в процессе обучения. Сценическая педагогика должна знать психофизиологические параметры актерской одаренности: какие характеристики меняются в процессе обучения, а какие остаются неизменными.
Мы только начинаем это длинное и интереснейшее путешествие, но уже в начале пути открылись многообещающие перспективы, подробно об уже законченных исследованиях и полученных результатах - в четвертой главе. А пока мы отвечаем на вопрос - зачем нужен тренинг и что это такое, основываясь на открытиях К.С. Станиславского, сделанных почти век назад.
Этаны тренинга и формы его организации.
Почти все предшествующие размышления связаны с первым, самым важным этапом обучения. Это означает, что существуют и следующие этапы. Проанализируем поэтапные требования, при условии, что тренинг является обязательной составляющей мастерства актера на протяжении всего периода обучения.
В тренинге, как и в обучении, должна быть своя логика — от «гамм и арпеджио» до более сложных «пассажей» для развития организма. Для разграничения задач тренинга и программы актерского мастерства условимся называть педагога по тренингу «тренером». Это снимет путаницу. Спортивность термина не должна смущать, ведь спортивный