Ви є тут

Действенная интонация в режиссуре и мастерстве актера музыкального театра

Автор: 
Чепинога Алла Валерьевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2011
Кількість сторінок: 
145
Артикул:
133196
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Ху
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава первая.
Теория интонации, ее значение для сценического воплощения оперного спектакля 20
Глава вторая.
«Ритмоинтонация», как режиссерский метод в опере: история становления 72
Глава третья.
Действенная интонация, как метод режиссерского
воплощения оперы в современном театре:
опыт режиссуры Б. Покровского 89
\
Глава четвертая.
Опыт подготовки современного актера оперного театра и работа с актером над действенной интонацией 107
Заключение. 127
Литература. 133
*
3
ВВЕДЕНИЕ
К началу XX века человечество по-новому осознало тот факт, что культура является одним из ключевых моментов в жизни общества, поскольку именно она определяет систему жизненных ценностей и ориентиров личности. Формируя мировоззрение человека, культура выстраивает особую форму взаимопонимание между людьми и тем самым обеспечивает сосуществование, а так же способствует оформлению тех мировоззренческих моделей, согласно которым живущий человек видоизменяет окружающий его мир. Художественная культура формирует наше мышление, воображение, поведение, является источником знаний, осмысления себя в мире, признания и одновременно складывания определенной системы ценностей. «Общественное бытие искусства, как и все в жизнедеятельности человека и общества, обусловлено удовлетворением неких потребностей. Потребность в самовыражении заставляет Художника творить, и созданное им произведение само но себе никакими социальными функциями не наделено. Потребности в эстетическом наслаждении, духовном обогащении, познании, общении, рекреации, соединяясь вместе, заставляют человека общаться с искусством, причем совокупность удовлетворяемых потребностей предопределяет предпочтения в сфере художественной культуры»1.
Однако система ценностей социального времени выстраивает такие способы функционирования художественной культуры, которые предопределяют предпочтения в сфере художественной культуры. Так возникает проблема восприятия произведения искусства.
В огромной степени эта проблема касается музыкального театра и особенно — оперного, который по своей сущности более имеет отношение к «высокой, элитарной культуре», а она в свою очередь с трудом меняет свои формы под воздействием времени. Между тем, зрители XXI века имеют полное право на приобщение к тем высоким идеям, которые заложены в оперных формах: «эстетика
1 Зыкова Н. С Закономерности взаимодействия составляющих художественного
процесса: На примере музыкального театра М, 2004.С. 3
14
услаждать слух»16 не может до конца удовлетворить требовательную современную публику точно так же, как собственно, и противоположная тенденция, когда сценическое действие превалирует над музыкальным рядом (точно отраженное в определении К. Гольдони: «Это рай для глаз и ад - для слуха»17). Сегодня требуется некий профессиональный синтез, который точно отразит чаяния современного слушателя, пришедшего в оперу «и слушать и смотреть».
Бесспорно, что современный оперный театр вступил в эпоху очередного реформирования. При этом очевидно, что роль реформатора достается не создателям партитуры и литературной основы спектакля - композитору и драматургу, но ее интерпретатору - режиссеру, поскольку специфика профессии оперного режиссера именно в том, чтобы соединить, органически воедино «сплавить» музыкальную и визуальную составляющие оперного спектакля в единое органическое целое.
Однако, как показывает практика, это зачастую не получается. «Основная болезнь нынешнего музыкального театра, и особенно оперного театра, состоит в том, что со сцены звучит просто музыка, ненасыщенная действием, что оперный певец не выполняет актерские функции, не вносит в образ собственного понимания, не обогащает пение сегодняшней мыслью, делающей его интересным современному зрителю. Опера скучна не потому, что она плоха, а потому, что не несет мысли в зал. Мысль первична, эмоция вторична»18. Как правило же, оперная режиссура сегодня редко ориентирована на синтез. Она либо ориентирована на слепое следование партитуре, на действие, которое не будет мешать «звучанию музыки, [которое] остается главным средством воздействия на зрителя. Задача режиссера - вовлечь зрителя в слушание музыки <...> если режиссер отвлечет зрителя действием или чем-то другим на сцене <...>, значит, он отвлечет от главного в
16 Берни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия по Италии и Франции. Л.,
С. 30
17 Гольдони К. Мемуары. Т. 2. М. 1933. С. 448
18 Ансимов Г. Режиссер в музыкальном театре. М.,1980. С. 29