Ви є тут

Социальная поддержка молодежи в современном российском обществе: региональные особенности : На примере Алтайского края

Автор: 
Чуканова Татьяна Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276388
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы анализа социальной
поддержки молодежи.............................................12
1.1. Основные научные подходы к анализу социальной поддержки молодежи...........................................................12
1.2. Социальная поддержка молодежи в контексте социологического знания.............................................................43
1.3. Методология и методика исследования социальной поддержки молодежи в регионе.................................................57
Глава II. Основные направления обеспечения социальной поддержки
молодежи в регионах современного российского общества..........75
2.1. Основные направления государственной поддержки молодежи
в ХХ-ХХ1 веках.......................................................75
2.2. Оценки молодежи и экспертов относительно социальной поддержки и возможностей реализации жизненных планов молодежи ....94
2.3. Модель обеспечения социальной поддержки молодежи в
регионе (на примере Алтайского края)................................135
Заключение..........................................................162
Список использованных источников....................................166
Приложение............................................................184
с
Введение
Актуальность исследования. Современный этап развития реформ в России, характеризующийся общественно-экономической, политической нестабильностью, обостряет проблемы особо уязвимых групп населения. Одной из таких социально-демографических групп является молодежь, которая, обладая значительными внутренними ресурсами, не имеет достаточного опыта реализации этих ресурсов, поэтому остро нуждается в надежной внешней системе защиты от неблагоприятных социальных условий.
В современном российском обществе отношение к вопросам государственной поддержки молодежи неоднозначно. Исследователи рассматривают молодежь, во-первых, как объект, нуждающийся во всесторонней поддержке государства в объеме, необходимом для нормализации адаптивных процессов и достаточном для разрешения возникающих жизненных проблем; во-вторых - как активный субъект, обладающий всеми характеристиками, позволяющими самостоятельно справляться с трудностями, и создавать условия для устойчивого и безопасного развития общества.
Неоднозначность подходов к проблемам поддержки молодежи обусловливается, с одной стороны, различными дисциплинарными исследованиями. С другой - трансформацией социальной поддержки разных групп населения в связи с реформированием современного российского общества.
Б настоящее время все чаще высказывается мнение, что молодежь как особая социально-демографическая группа является и объектом, и субъектом социальной поддержки. В связи с этим возрастает значимость социологического анализа существующих форм и технологий социальной
*
3
необходимой профессии в соответствии с собственным выбором и способностями;
- возможность повышать квалификацию путем создания системы профессиональной подготовки, включающей различные курсы по усовершенствованию и переквалификации;
- создание условий для всестороннего развития личности;
- материальное обеспечение в различных формах в период учебы или профессиональной подготовки (стипендия, изменение режима рабочего дня, позволяющего учиться без потери в зарплате; оплачиваемый отпуск на обучение и т.д.).
Следует создавать благоприятные условия для получения образования путем организации компании по обучению взрослого населения, создания системы всеобщего обязательного начального светского и бесплатного образования, демократизации образования и профессионального обучения, включая и те формы, которые существуют на предприятиях, а также обеспечивают участие трудящихся и профсоюзов в управлении этими системами. Необходимо постепенно вводить обязательное среднее образование, создавать условия для обеспечения доступа детей-инвалидов к нормальному обучению. В том случае, если характер инвалидности не позволяет ребенку обучаться в обычных школах, при учебных заведениях следует создать специальные классы.
Социальное законодательство должно, в первую очередь, обеспечивать социальную защиту детей и молодежи с целью их всестороннего физического, духовного, морального и умственного развития, гарантировать материальную поддержку во всех случаях возникновения социального риска в рамках системы социального обеспечения (в случае болезни, травмы, безработицы и т.д.). Трудовое законодательство должно устанавливать минимальный возраст приема молодежи на работу, запретить использование детского труда в качестве рабочей силы. Молодежи необходимо обеспечить бесплатный доступ к получению общего и профессионального образования,
20
оказывать помощь при выборе профессии, отвечающей их интересам и способностям, гарантировать возможность продолжения образования, профессиональную подготовку и, в случае необходимости, переквалификацию. Для молодежи следует создавать здоровую среду, отвечающую гигиеническим нормам, без риска утомляемости, травматизма и т.д., запретить использовать ее на тяжелых изнуряющих участках, не допускать работу в ночную смену и сдельную оплату труда. Молодежь не должна подвергаться какой-либо дискриминации ни при найме на работу, ни в процессе труда.
Необходимо создавать соответствующие условия детям рабочих и из наименее обеспеченных слоев общества, позволяющие предоставить реальные возможности развития их физических, умственных и духовных способностей в рамках борьбы против социально-культурного и социально-экономического неравенства [200].
В-четвертых, «ХАРТИЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ», в которой особое внимание уделяется защите детей и подростков в сфере труда и занятости. В этом документе были определены такие группы, как:
- молодежь - любое лицо моложе 18 лет;
- ребенок - любое лицо, не достигшее 15-летнего возраста или еще продолжающее обязательное школьное образование в соответствии с национальным законодательством;
- подросток - любое лицо от 15 до 18 лет, которое не охвачено системой школьного образования, установленной национальным законодательством.
В сфере занятости выделяются следующие приоритетные направления: - гарантировать, что ни один молодой человек в возрасте до 18 лет не станет безработным, ему должно быть предоставлено место в системе образования или профессиональной подготовки или в структуре, сочетающей работу и обучение по месту работы;