Ви є тут

Архитектурно-художественные особенности и принципы реставрации деревянных иконостасов : на примере наследия Уральского региона

Автор: 
Юдин Вячеслав Юрьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
277676
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................6
Глава 1. Деревянные иконостасы как явление церковной
культуры и объект реставрации..................................14
1.1. Возникновение и развитие художественно ремесленной
культуры изготовления деревянных иконостасов........................14
1.2. Традиции изготовления деревянных иконостасов.......................45
Глава 2. Структурная классификация форм деревянных
иконостасов.....................................................57
2.1. Конструктивные особенности иконостасов.............................57
2.2. Декоративные особенности иконостасов...............................67
1 лава 3. Рекомендации по реставрации и изготовлению
деревянных иконостасов..........................................79
3.1. Методические рекомендации по реставрации и
воссозданию деревянных иконостасов..................................79
3.2. Реставрация и воссоздание конструктивных
элементов...........................................................84
3.3. Реставрация и воссоздание декоративных
элементов...........................................................90
3.4. Рекомендации по проектированию и изготовлению
деревянных иконостасов..............................................93
Заключение............................................................105
Библиографический список использованной литературы....................108
Приложение 1. Эскизные проекты и фотографии иконостасов
разных архитектурных стилей.........................................113
Приложение 2. Иконостас тябловой конструкции храма Преображения
Господня, комплекса Храма Христа Спасителя город Москва.............146
Приложение 3. Каркасный иконостас церкви Св. Николая на Щепах город Москва наложен на каменную алтарную преграду, в которой
з
сделаны арочные проемы для царских врат и для северных и южных
дверей..............................................................149
Приложение 4. Каркасный иконостас церкви Св. Николая в Котельниках вставлен в алтарный проем и является отдельно
стоящей конструкцией................................................159
Приложение 5. Каркасный иконостас церкви Филиппа Митрополита
город Москва........................................................173
Приложение 6. Храмы и церкви Свердловской, Курганской,
Челябинской областей и центра России городов Москвы
и Нижнего Новгорода.................................................179
Приложение 7. Деревянные иконостасы храмов и церквей Свердловской, Курганской, Челябинской областей и
центра России городов Москвы и Нижнего Новгорода....................184
Приложение 8. Пьедестал иконостасов и их декоративное оформление 191
Приложение 9. Декоративное оформление прясел пьедесталов
иконостасов.........................................................196
Приложение 10. Базы колони и их декоративное оформление................201
Приложение 11. Стержень колонны иконостасов............................207
Приложение 12. Капители колонн иконостасов.............................214
Приложение 13. Колонны праздничного ряда иконостасов...................220
Приложение 14. Антаблементы иконостасов................................224
Приложение 15. Царские врата храмов и церквей..........................230
Приложение 16. Декоративные филенки царских врат.......................238
Приложение 17. Рамы икон Царских враг..................................241
Приложение 18. Декоративный нащельник Царских врат.....................247
Приложение 19. Короны Царских врат.....................................250
Приложение 20. Сияния..................................................252
Приложение 21. Рамы икон иконостасов и их декоративное оформление...255 Приложение 22. Завершающие киоты иконостасов...........................268
32
приемов отделки, что привело к обогащению фасадов, в композиции которых обильно используются выступы, уступы и элементы ордера. Меняется и внутренняя часть храмов, применяется в интерьерах позолоченная деревянная резьба, особенно иконостасов, а также живопись. В конце XVIII века стали значительно сказываться черты нового в стремлении к лаконичным и четким объемным решениям культовых зданий, контрастному соподчинению и сочетанию объемов, к простым, нередко с подчеркнутым центром планам. Если в первой половине XVIII века элементы ордера использовались лишь как деталь убранства или содействовали усилению пластики иконостаса, то теперь ордер становится основным масштабом в композиции фасадов и интерьеров, в особенности иконостасов.
В первой половине, XVIII века в петровское время, казалось бы, декларируется полный разрыв с предыдущим этапом: иконостас собора Петропавловской крепости рачительно отличается от «флемских» иконостасов. Он порожден базиликальным планом постройки, где купол располагается в восточной части (последняя пятая правея от входа, не считая алтаря). Центральная, сильно повышенная часть иконостаса находится в подкупольном пространстве, а боковые - в боковых нефах, так что композиция оказалась трехчастной, каждая часть раскрепована с сильным углублением проема врат. При этом царские врата с горельефным изображением Тайной вечери имеют вид сквозной решетки, которая понижается по эллиптической кривой к центру, акцентированное плоскорельефной беседкой-ротондой. Верхний край царских врат и арка над ним образуют эффектный овал, практически полностью открывающий взору внутренность алтаря. Композитные колонны большого ордера по пропорциям близки к каноническим, они охватывают два яруса, а не один, как во «флемской» резьбе, за счет чего укрупняется масштаб иконостаса. Обилие круглой скульптуры и новые мотивы резьбы (в частности, появление рокайлей) довершает ощущение нетрадиционности этого памятника [54].
33
И, тем не менее, Петропавловский иконостас во многом продолжает и развивает «флемскую» традицию. Это тем более естественно, что он создавался по проекту и под наблюдением И. П. Зарудного в Москве московскими же резчиками, и даже на место в соборе его устанавливал московский столяр Трифон Иванов. Выделение центра с пониженными боковыми частями было характерно для иконостасов «ритмического» типа; заглубление врат возродило прием, найденный в «ренессансных» вратах-порталах. Во «флемских» иконостасах можно найти прототипы почти всех резных деталей. Там встречались и скульптурные изображения ангелов, и каннелированные колонки с пышными капителями (иногда недостаточно понятые, а иногда почти классические, как в Преображенской церкви Новодевичьего монастыря). Имитация ткани в резьбе Петропавловского иконостаса не менее успешно исполнялась и старыми московскими резчиками: в иконостасе Успенского собора в Дмитрове (конец XVII в.) ткань пропущена в резные же кольца, в иконостасе Трехсвятительской церкви у Красных ворот в Москве (1705 г., в настоящее время в церкви Иоанна Воина на Якиманке) она свисает из ваз, а в Преображенской церкви Новодевичьего монастыря образует балдахины. Даже такая нетрадиционная арка иконостаса И. П. Зарудного соответствует аркам «флемских» иконостасов, где существовал и прообраз всей импозантной композиции-овала: в церкви Гребневской Богоматери в Москве (1698 г.) верхний край царских врат и нижний край сени над ними образовывали круг - открытый вырез, также отчасти раскрывавший пространство алтаря.
Не все новации, примененные в иконостасе собора Петропавловской крепости, нашли непосредственное продолжение в 1730-1760-е годы. Иконостас петербургского Сампсониевского собора (1737-1739 гг.) по композиции значительно более напоминает «флемские» иконостасы: он образует сплошную плоскую стенку 11-метровой высоты и включает пять рядов икон. Скульптура в нем присутствует весьма умеренно, основу декора составляет растительная резьба (см. приложение 1, рис. 28). Однако, как и в