Ви є тут

Социально-экономические основы перехода Китая от директивно-планового развития к модели построения социализма с рыночной экономикой

Автор: 
Ван Сяовэй
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
293672
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..............................
Глава 1. Социально-экономические основы становления рыночной экономики в КНР....................................................... 9-43
1.1 Объективная необходимость перехода к рынку в 60-70 годы 9-23
1.2 Социально-экономические и культурные предпосылки перехода к
рыночному хозяйству....................................................24-43
Глава 2. Социально - экономические тенденции формирования социалистических рыночных отношений в КНР..............................44-90
2.1 Специфика процесса разгосударствления и приватизации собственности .........................................................44-63
2.2 Социально-экономические преобразования в деревне и
городе.................................................................64-90
Глава 3. Социальная политика государства в процессе развития рыночных отношений 91-149
3.1 Социальная направленность политики государства в условиях созидания социализма с рыночной экономикой ...........................91-113
3.2 Разрешение социальных противоречий и обеспечение стабильного,
гармоничного социально-экономического развития Китая ...............114-149
Заключение..........................................................150-160
Литература «...........».....»...........»......,...«....»....«................^......161-175
1
Введение
Актуальность темы исследования. Осуществляемые в настоящее время в Китае реформы прокладывают путь к рыночным социально -экономическим отношениям в КНР. Процесс реформ порождает уникальные проблемные ситуации, которым нет аналогов во всемирный истории. Речь идет о соединении эффективности рыночной экономики с идеей социальной справедливости в процессе построения “социалистического гармоничного общества”.
Теоретический анализ и выявление тенденций реформирования, больших успехов, достигнутых на этом пути (в последние 5 года ВВП ежегодно увеличивался на более чем 10%), а также негативных последствий проводимых реформ, разработка путей, методов и форм их минимизации представляют не только академический (теоретический), но и непосредственно практически - политический интерес. На важность изучения противоречий в ходе реформ указывалось на 5-й сессии ВНСП 10-го созыва (5-7 марта 2007 г.)1. Диссертант, изучая сложный, противоречивый процесс реформ, стремится внести свой посильный вклад в изучение социально - экономических проблем перехода Китая от директивнопланового развития к модели построения рыночного социализма с китайской спецификой.
Степень разработанности темы. Изучению перехода Китая от директивно-планового развития к модели построения социализма с рыночной экономикой посвящено немало трудов китайских и иностранных исследователей, в том числе и российских ученых. Среди произведений китайских ученых, посвященных этой проблематике, необходимо отметить работы Ван Баоляна, Ван Мэнкуя, Ван Хайбо, Ван Цзилиня, Ван Цзийцэна, Ван Шоугэна, Ван Цэня, Ван Чжаодуна, Гао Хуншэна, Ван Юанфана, Ган Миньрэна, Ли Хунцзяна, Ма Хуна, Лю Цзина, Сюй Миня, У Цзинляня, У Хуанджана, Цзэн Пейлина, Лю Минлиа, Лю Ида, Шэнь Яна, Чжан Сюцю,
1 См.: Жэньмикь жибао. 03.02.2007., 07.03.2007.
2
школу, 1,8% - неграмотные и малограмотные4. Если для тех, кто моложе 35 лет, еще имеются возможности для повторного трудоустройства, то для тех, кто старше 50 лет, возможностей для повторного трудоустройства почти нет. Уволенные с предприятий в возрасте от 35 до 50 лет, как правило, не могут найти себе работу на рынке труда и устраиваются на подработки. Они не могут конкурировать на рынке труда ни городской молодежью, ни с пришедшими в город из деревни рабочими-крестьянами. На рынке труда спросом пользуется в основном рабочая сила в возрасте от 16 до 34 лет (примерно 2/3 всей потребности в рабочей силе), и лишь 11,5% всех предприятий в своих заявках на рабочую силу не предъявляют требований к возрасту рабочих и служащих5. В результате рабочие и служащие не желают увольняться с предприятий. Как заявил один из рабочих в г. Лючжоу (Гуанси - Чжуанский АР) при увольнении с работы кадровому работнику предприятия: "Ты разбил мою чашку риса, а я разобью тебе голову"6.
Ускорение научно - технического прогресса и развитие образования. В истории Китая впервые народное образование рассматривается со стратегической позиции: «Основное звено четырех аспектной
модернизации - модернизация науки и техники. Без высоких темпов развития науки и техники невозможны также высокие темпы развития народного хозяйства». Коренная задача социализма состоит в развитии производительных сил, а это зависит от науки и техники, которые являются первым видом производительных сил, но подготовка научных и технических кадров обеспечивает только образование. Из
4 «Китай: факты и цифры 1999». Пекин, 2000.
5 Островский А. В. КНР: проблемы занятости, трудоустройства, подготовки кадров. - М., 1993.
6 (Социалистическая рыночная экономика и система современных
предприятий. Пекин. 1997.)
15
исторического опыта, особенно из опыта периода так называемой "Культурной революции", следует, что главной задачей страны должно стать строительство экономики. На это указывает и опыт всех развитых стран мира. Слабая экономическая база, многочисленность населения и ограниченные земельные ресурсы. Поэтому первоочередными задачами являлись обеспечение народу пропитанием, образованием и решения проблемы занятости.
XII съезд КПК (1982 г.) отмечал, что жизнь народа улучшилась, но в целом жизненный уровень «пока еще низок». Одновременно на съезде говорилось о том, что государство решило принять действенные меры для того, чтобы поочередно улучшились условия жизни и работы людей среднего возраста, играющих роль костяка в производстве, строительстве и на всех участках работы. Это реальное подтверждение повышения социального статуса интеллигенции, произошедшее после «культурной революции».
Несоответствие образования и научно-технического потенциала потребностям социально-экономического развития, большое число неграмотных и малограмотных людей, низкое качество начального образования, малый удельный вес тех, кто стремится продолжить обучение в средней школе. Все это требовала существенного изменения в организации и содержании учебного процесса, особенно в высшей школе.
Главным стержнем станут государственные учебные заведения при участии учебных заведений, создаваемых усилиями общественности. В целом образование нацеливается на подготовку большого числа квалифицированных, и в то же время, хорошо разбирающихся в требованиях рыночных условий хозяйствования кадров.
Дэн Сяопин указывал, что с учетом перспективы следует обращать внимание на образование и науку, ключом к модернизации является
16