Ви є тут

Корпоративное поведение как предмет социологического анализа

Автор: 
Родионова Марина Евгеньевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304212
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................................3
Глава 1. Теоретические основы исследования корпоративного поведения как
социального и экономического феномена......................................13
1.1. Понятие, социальная и экономическая сущность корпоративного поведения 16
1.2. Объективные и субъективные факторы, обусловливающие формирование корпоративного поведения в системе рыночных отношений......................38
1.3. Сравнительный анализ зарубежных моделей корпоративного поведения 55
1.4. Кодекс корпоративного поведения как основа формирования и управления корпоративным поведением в компании........................................67
Глава 2. Процесс формирования корпоративного поведения российских компаний и возможные меры повышения его результативности...................75
2.1. Социолог ический портрет хозяйствующих субъектов - участников исследования и их представления о сущности и назначении корпоративного поведения..........75
2.2.Влияние мирового финансово-экономического кризиса на корпоративное поведение, интересы и деятельность компаний................................87
2.3.Влияния Кодекса корпоративного поведения на
урегулирование корпоративных конфликтов и повышение социальной ответственности компании...................................................96
2.4. Рекомендации по совершенствованию формирования корпоративного поведения.................................................................118
Заключение..............................................................127
Библиографический список................................................134
Приложения..............................................................158
A. Таблица анализа содержания Кодексов корпоративного поведения......158
Б. Сравнительная таблица интересов основных участников корпоративных отношений...............................................................177
B. Анкета социологического экспертного опроса «Формирование корпоративного поведения в российских компаниях в условиях финансово-экономического кризиса» (англо-русская версия).........................................182
2
ВВЕДЕНИЕ I. Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Модернизация экономики России на основе инновационно-инвестиционной модели в значительной мере зависит от эффективности корпоративных отношений, которые играют ведущую роль в национальной экономике. Сам термин «корпоративные отношения» стал широко применяться в экономической теории и в практике российского бизнеса относительно недавно, в последние десять лет. В результате смены института собственности в начале 1990-х годов и форсированного процесса приватизации государственных предприятий предприятия частной формы собственности (частный сектор экономики) составил в России к 2010 г. абсолютное большинство в структуре российских организаций и предприятий. Из 4,9 млн организаций российской экономики, 4,2 млн (84%) функционируют в частном секторе экономики, тогда как в секторе государственной и муниципальной форм собственности - 382,8 тысячи.1 Из них на акционерные общества открытого и закрытого типа и ООО приходится 3,8 млн.2
Последствия приватизации и теневых процессов экономики, концентрация собственности и контроля над финансовыми ресурсами, усложнение механизмов государственного регулирования социально-экономических процессов в стране актуализировали проблему разработки эффективных инструментов влияния па корпоративные отношения.
Насущной потребностью предприятий является не только создание конкурентоспособного производства, но и успешное, эффективное выстраивание взаимоотношений внутри самой корпорации.3
Одним из основных факторов, оказывающих существенное влияние на развитие конкурентоспособности корпораций, их экономическую и производственную эффективность является корпоративная культура и корпоративное поведение. Отечественные менеджеры еще недостаточно
1 Российская Федерация в цифрах: Крат. стат. сб. / Гос. ком. РФ по статистике (Госкомстат России) М.: Рссп. информ. изд. центр. 2010: Федеральная служба гос. статистики (Росстат)
2 Данные ЕГРЮЛ на 01 октября 2011г. В данной работе под корпорациями п первую очередь понимаются
акционерные общества (открытого и закрытого типов)/ а также общества с ограниченной ответственностью.
3
рассматривается или как невозможное, или как анормальное. Аргумент был бы уместен, если бы предполагалось искусственно оживить старую корпорацию в том виде, в каком она существовала в средние века. Но вопрос ставится иначе»12. Далее он начинает показывать, как надо ставить вопрос иначе и обнаруживает, что древний институт корпорации (а его истоки Дюркгейм усматривает еще в эпохе древнеримского царя Нумы) отвечает постоянным потребностям общества. В этом смысле «корпорация» — некое естествен ноисторичсское объединение представителей одной профессии (своеобразная «большая семья») со своим образом жизни, этикой, законами и т.п. Получается, что корпорация — вещь и довольно старинная, и одновременно новая. Она стала возрождаться в начале двадцатого века как профессиональная корпорация управляющих. Эта обновленная метакорпорация уже осознает, в чем се цели, задачи, профессиональная этика, отношение к другим слоям общества, и постепенно переходит к сознательному использованию и совершенствованию той или иной технологии принятия управленческих решений. То есть, современная корпорация — определенная группа лиц, профессионально занимающихся выработкой и принятием управленческих решений; она обладает в этом качестве элементами самосознания и шаг за шагом разрабатывает и использует развитые современные технологии принятия решений13. Таким образом, корпорация — это амбивалентное явление, имеющее свою естественноисторическую и свою нормативную стороны. С одной стороны, корпорация — это некий социальный институт, который исторически возник, оформился и этим словом был назван еще в средние века. С другой стороны, по идее Э.Дюркгейма, корпорация — объединение по профессиональному признаку, которое должно лечь в основу устройства общества в XXI в.
Второе значение термина «корпорация» — конкретный тип юридического лица - калька с английского «corporation». Рассмотрим и это значение детальнее. В многочисленных словарях термин «корпорация» определяется как объединение, общество, союз. В словаре СИ. Ожегова дается такое толкование: корпорация -«одна из форм монополистических объединений».
,г Там же.
13 Идея С.Чернышсва.
17
В этом значении корпорация — это особая форма организации крупного бизнеса, регламентируемая специальным законодательством, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках профессиональных наемных управляющих. В России понятие «корпорация» не имеет четко определенного объема. Одни исследователи к корпорациям относят все коммерческие организации, основанные на членстве; другие авторы - только акционерные общества; третьи - хозяйственные товарищества (полные и коммандитные).
В данной работе под корпорацией понимается сложная социально-экономическая система, интегрирующая различные ресурсы и факторы для осуществления совместной деятельности и достижения общих целей. В таком понимании корпорация может выступать как в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственность 14 , особенно на первых порах становления рыночной экономики, так и позже в форме объединения акционерных обществ и других фирм различных сфер деятельности (объединение юридических лиц): промышленной, коммерческой, научно-технической, маркетинговой,
сбытовой и др. Цель их объединения состоит в разработке согласованной политики в области производства, раздела рынков сбыта, распределения капитальных вложений, кооперирования в области НИОКР и освоения производства новой продукции (объединение в формах концерна, холдинга, финансово-промышленной группы, конгломерата, картели и др.).
Корпорация как форма организации бизнеса играет ведущую роль в современной экономике. Среди 100 крупнейших экономик мира 51 являются корпорациями и только 49 государствами (в соответствии с сопоставлением объемов продаж крупнейших корпораций и размерами ВВП государств). Корпорации США доминируют в списке 200 крупнейших компаний, будучи представленными 82 предприятиями (41%), на втором месте японские корпорации - 41 компания15. В США, к примеру, несмотря на то, что число корпораций относительно невелико (20% от числа всех компаний), на их долю приходится примерно 90% объема продаж товаров и услуг 16 . Заметим, что термин
14 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I. - М., 1994..
15 Кочетков Г.Б., Суп я и В.Б. Корпорация: американская модель. - СПб., 2005. - С.8-9.
14 Лнсофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб., 1999. - С.58.
18