Ви є тут

Биеннале и фестивали как форма актуализации современного искусства : на примере проектов Фонда Современная графика

Автор: 
Федина Евгения Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
294964
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Биеннале и фестивали как форма актуализации современного искусства. (На примере проектов Фонда «Современная графика»).
ОГЛАВЛЕНИЕ 1-2
ВВЕДЕНИЕ 3-13
Глава I. Современные формы актуализации изобразительного искусства в Санкт-Петербурге. 14-65
1.1. Формы актуализации изобразительного искусства в современном культурном пространстве. 14-26
1.2. Опыт работы традиционных форм презентаций в период 1980-х годов по настоящее время (выставки, галереи, аукционы, фестивали изобразительного искусства в Санкт-Петербурге). 26-58
1.3. Периодические печатные издания изобразительного искусства Санкт-Петербурга, Телепроекты и Интернет-сайты в настоящее время. 58-65
Глава 11. Выставочные проекты фестивалей изобразительного искусства Санкт-Петербурга на современном этапе (на примере деятельности Фонда «Современная графика»). 66-128
2.1. История и развитие Международного фестиваля изобразительных искусств «От авангарда до наших дней». 67-88
2.2. Особенности Биеннале графики как независимой фестивальной формы. 88-121
2.3. Международный Фестиваль Графического Искусства в системе Биеннале графики Санкт-Петербурга. 121-128
£
1
Глава III. Особенности организации выставочной деятельности Биеннале и Фестиваля Графического Искусства Санкт-Петербурга.
129-155
3.1. Проблемы организации и проведения выставок и фестивалей в
Санкт-Петербурге. 129-139
3.2. Художественное руководство проектом. 139-155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156-160
БИБЛИОГРАФИЯ 161 -176
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 177-182
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
183-210
ситуацию как осуществление движения к новым художественным формам на основе самобытного осмысления художественных ценностей и переработки традиций'14. Более того, как замечает Т.Е.Шехтер, именно на традиции возлагается особая роль: «они могут стать опорой при формировании новой системы ценностных критериев»45. Доказательством вышесказанного является возросший интерес выставочных проектов к содержательности произведений, возврат к фигуративиости и монументализму.
В-третьих, в современной ситуации «пост-капитализма» и «пост-
46
социализма» , выраоотался новый тип менталитета, соединившим эти два полюса в одном сосуществовании и взаимном дополнении. Следовательно, возникает и новый образ жизни, неотделимый от новых технологий, активно влияющих на человеческое сознание, как индивидуальное, так и коллективное. В настоящее время, можно отметить характерную особенность - презентационные формы изобразительного искусства активно воздействуют на сознание зрителя (потребителя), используя опыт традиционного представления и находя новые формы презентации изобразительного искусства.
Из вышесказанного следует рассмотреть четвертую особенность нашего времени - раздвоение культуры на «элитарную и массовую»4'. Такая ситуация возникала и ранее. К примеру, Н.Бердяев, говорил об утрате высшего смысла и глобальных ценностей, влияющих на массовое сознание: «массы легко усваивают себе вульгарный материализм и внешнюю техническую цивилизацию, но не усваивают себе высшей духовной культуры, они легко переходят от религиозного миросозерцания к атеизму»48. Философ С.А. Левицкий различал массовую и общественную психологию. Он писал: «Нормальная общественная психология соборна, а не
14 Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000. С. 159.
45 ШехтсрТ.Е. Глобализация как тенденция развития современной культуры и художественного рынка. Международный художественный бизнес в контексте глобализации. / материалы всероссийской научно-практической конференции 25 января 2007г. СПб., 2007. С. 6.
Каган М.С. Морфология искусства.
47 Каган М.С. Введение в историю мировой »сультуры. Кп.2. СПб., 2001. С. 252.
4* Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. С. 493.
19
массова. Как в оркестре, здесь индивидуальность не подавляется сыгранным коллективом, а раскрывает себя в рамках целого»49. Массовую же психологию он сравнивал с «отражением патологического состояния общества» в котором «массовая психология есть психология коллективного подсознания, прорвавшего сдерживающие начала и затопившая силы разума в обществе»50.
В настоящее время вопрос влияния массового сознания и вкуса на современную культуру стоит наиболее остро. В данном контексте изобразительное искусство и его презентация являются ярким отражением современной действительности.
Исследуя эту проблему. Н.Суворов отмечает: «Массовое сознание останавливается на суждениях вкуса (нравится - не нравится), но подобные оценки задевают лишь верхний слой произведения, не достигают слоя эстетической ценности»''1. Общая установка на зрелищность и шоу, диктует появление произведений низкого «вкусового» качества, при этом ведущую роль играет аспект моды52 и личного вкуса. Выставки и выставочные проекты становятся частью зрелища, где зритель оказывается в «содвижении» не только как зритель, но может стать соавтором. Складывается впечатление легкости и доступности процесса творчества. Укоренению этого мнения активно способствуют бурно развивающиеся современные технологии, при помощи которых взаимопроникновение зрителя и его непосредственное участие в создании произведения подменяет автора, порождая дилетантизм. Современные технические возможности средств информации, масс-медиа создают иллюзию большей истины, чем сама истина, где, по словам Ж.Бодрийяра, в сознании осуществляется
4> Левицкий С.А. Трагедия сиободы. Germany, 1984. С.302.
1 ам же,
51 Суворов H.H. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. СПб., 2004. C. 119.
52 Мода (франн., mode от лат., modus -- мера, образ, способ, правило, предписание) - область спекулятивной эстетики и коммерческой деятельности. В общепринятом понимании- го, что красиво либо кажется красивым в настоящее время; принятий частью общества либо навязываемый обществу в коммерческих интересах эстетический образец. Власов В., Лукина II. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм / Малый лексикон искусства, СПб., 2005. С. 156.
20