Ви є тут

Российский сервис как социальный институт

Автор: 
Маковская Ирина Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
296425
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ч
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................................3
Г ЛАВА 1. Теоретикометодологические основы социологического исследования сервиса..................................................15
1.1. Понятия услуги, потребности и потребления в социологии...........15
1.2. Услуга как социальное взаимодействие.............................23
1.3. Потребление как социальное поведение.............................33
Выводы по главе 1................................................... 39
ГЛАВА 2. Процессы становления сервиса как социального института 41
2.1. История развития сервиса.........................................41
2.2. Признаки и функции сервиса как социального института.............53
2.3. Социальная стратификация потребителей и исполнителей услуг.......65
Выводы по главе 2.....................................................82
ГЛАВА 3. Анализ процессов становления и развития института сервиса в современном российском обществе.......................................84
3.1. Особенности становления института сервиса в России...............84
3.2. Специфика формирования норм и санкции в российском сервисе.......95
3.3. Развитие института сервиса в России.............................111
Выводы по главе 3....................................................117
Заключение...........................................................119
Список использованной литературы.....................................124
Приложения...........................................................133
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сервис на протяжении всей истории

существования и развития сферы услуг рассматривался в контексте экономического и социально-экономического знания, в соответствии с позициями которых сервис - эго сфера экономической (социально-экономической) деятельности, в которую вовлечены два социальных субъекта - потребитель и производитель услуги, связанные деятельностью по удовлетворению нематериальных потребностей потребителя. Подобный взгляд сводит понятие сервиса к услуге.
Вследствие такого сужения понятия «сервис» за границами научного исследования остаются его социальные аспекты, которые на сегодняшний день, превалируют над экономическими, так как позволяют проанализировать и изучить не только конкретные и точные экономические законы потребления услуг, но также выявить институциональную основу сервиса, его явные и латентные социальные функции, определить место индивида в новом социальном институте, исследовать социальную стратификацию в сервисе.
Формирование общества сервисного типа в постиндустриальный период и выход на первый план третичного сектора экономики - сервиса, обусловили необходимость всестороннего рассмотрения сервиса как нового социального институ та, который проходит этап становления.
В современной России сервис активно развивается, формируются его законодательные и социальные механизмы, регламентирующие нормы и правила взаимодействия участников сервиса, а также санкции за нарушение таких норм и правил. Сервисные нормы и санкции- приобретают институциональный статус, что позволяет говорить о сервисе как сформировавшемся социальном институте.
Степень развития сервиса определяет уровень и качество жизни общества, так как его основной целевой функцией как социального института является удовлетворение общественных и личных потребностей социальных
Положения, выносимые на защиту:
1. Российский сервис является сформированным социальным институтом.
2. Сервис - это социальный институт, который характеризуется нормами и санкциями, правами и обязанностями, особым типом регламентации, предназначенными для регулирования социальных и социально-экономических взаимоотношений потребителей и исполнителей услуг.
3. Становление и развитие российского сервиса обусловлено этнокультурным и конфессиональным многообразием, спецификой исторического развития сферы услуг, социальными и экономическими особенностями России.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс институционализации сервиса в России определяется совокупностью социальных и социально-экономических особенностей российского общества и чребует общественных и государственных мер по формированию системы регулирования и регламентации сервиса.
Теоретическая и практическая значимость работы.
1. Направления и задачи развития российского сервиса, выявленные в диссертации, могут быть полезными при формировании государственной политики по оптимизации развития сервиса в России.
2. Положения, раскрытые в диссертации, могут быть использованы в процессе преподавания дисциплин «Социология», «Сервисная деятельность», «Человек и его потребности».
Апробация результатов исследования.
1. Основные положения и результаты исследования получили апробацию в ходе Всероссийской научной конференции аспирантов и молодых ученых «Современные проблемы туризма и сервиса» ФГОУВПО «РГУТиС» в 2008г., 2009г., на XIII международной научно-практической конференции «Наука -сервису».
2. Теоретическое содержание диссертации было апробировано автором при чтении лекционных курсов в ФГОУВПО «РГУТиС» в 2008-2009
14
учебном году. Это, прежде всего, лекционные курсы «Сервисная деятельность», «Предпринимательство в информационной сфере», «Человек и его потребности».
3. Основные положения работы изложены в пяти публикациях общим объемом 2,2 п.л.
Структу ра н объем диссертации.
Пели и задачи работы нашли логическое отражение в структуре и содержании диссертации, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем диссертации с учетом списка литературы и приложений - 145 страниц. Список использованной литературы включает 108 наименований.